Найти в Дзене
Stories и история

Какие НАЛОГИ платили в Древней Руси?

Оглавление

Наличие налоговой системы, как известно, является одним из основных признаков государство. Ни одно государство, даже древнее, не существовало без налогов.

Самым первым налогом была дань, которую собирали князья с подвластного населения. Для этого князь с дружиной ходил в полюдье. Так назывался ежегодный объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани.

Н. Фомин. Полюдье.  Для книги Ильи Бояшова "Русь в Х веке". 2017 г.   (здесь и дальше изображения из открытых источников)
Н. Фомин. Полюдье. Для книги Ильи Бояшова "Русь в Х веке". 2017 г. (здесь и дальше изображения из открытых источников)

В полюдье князем выполнялись и другие функции: князь осуществлял суд, а также общался со своим населением - а где же еще люди могли увидеть своего князя? Надо сказать, что при первых князьях племенные союзы, хоть и были включены в состав государства, еще долго сохраняли значительную долю самостоятельности. Их связь с Киевом и осуществлялась-то через полюдье. Помимо полюдья, практиковалась такая форма, как повоз - когда дань в установленное время привозилась в Киев.

Самым первым налогом в Древней Руси была дань.

Объезд земель совершался строго с осени до весны. Урожай был к тому времени собран, реки замерзали, а дороги покрывались снежком и были готовы к разъездам. "Уложиться" нужно было до весенней распутицы. Обычно княжеская дружина шла сначала на северо-запад к древлянам, затем - севернее в земли дреговичей, потом сворачивала к кривичам на восток, после кривичей - на юг к северянам и к концу марта дружина возвращалась в Киев. И дружина, и князь содержалась за счет местного населения.

Полюдье – это ежегодный (с осени до весны) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани, а также выполнения судебных и коммуникативных функций.

Повоз - привоз дани в установленное время в Киев.

Первым, кто стал взимать дань на территории Руси, был князь Олег (во всяком случае, первые летописные упоминания о сборе дани относятся к нему).

В.М. Васнецов. Из иллюстраций к поэме А.С.Пушкина "Песнь о Вещем Олеге".
В.М. Васнецов. Из иллюстраций к поэме А.С.Пушкина "Песнь о Вещем Олеге".

Первоначально дань князю Олегу отдавали ильменские словене, кривичи и финно-угорское племя меря. Совершив два похода, Олег обложил данью древлян и северян. Радимичи согласились отдавать Олегу дань добровольно, т.к. князь освободил их от хазарской дани. "Не давайте хазарам, но мне давайте", - передает его слова ПВЛ. Уличи и тиверцы отказались от уплаты дани князю русов и отвоевали до поры до времени свою независимость.

Передача дани полянами хазарам. Миниатюра Радзивилловской летописи, XV в.
Передача дани полянами хазарам. Миниатюра Радзивилловской летописи, XV в.

Дань бралась мехами с дыма (т.е. с домохозяйства) или же по шлягу (по серебряной арабской монете) от рала (плуга, сохи). Рало, или соха - в то время имелось в виду именно сельскохозяйственное орудие; позже сохой стали называть единицу измерения земельной площади. Как мы видим, общая для всех единица налогообложения при первых князьях определена не была.

Полюдье. Источник: http://history-doc.ru/kak-upravlyali-otdalennymi-territoriyami-v-drevnosti/
Полюдье. Источник: http://history-doc.ru/kak-upravlyali-otdalennymi-territoriyami-v-drevnosti/

Размеры той первой дани тоже разнились - по территориям, по племенам. Так, древляне отдавали черную куницу с дыма, северяне - один шляг (арабская монета) с рала, "родные" новгородцы платили князю по 300 гривен, так сказать, "целевым назначением" - на содержание дружины для охраны северных границ.

Еще один момент. Историками давно замечено: то, что в "Повести временных лет" и других летописях называется данью, более походит на военную контрибуцию с побежденных (не забываем, что первые князья - варяжского происхождения).

Н.К. Рерих. Собирают дань. Картина 1908 г.
Н.К. Рерих. Собирают дань. Картина 1908 г.

Такая система не была прочна. Она "взорвалась" в 945 году, когда князь Игорь с дружиной в "одно лето" решил дважды взять дань. Чем это закончилось, известно - древляне взбунтовались и жестоко убили князя Игоря.

Почитаем, что пишет об этом событии летописец.

...Воевода Игоря Свенельд собрал дань с древлян и, как полагалось, часть дани была отдана ему и его дружине. Тогда дружина Игоря позавидовала свенельдовой дружине: "Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью. И послушал их Игорь: пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и много зла творили древлянам мужи его. Но и этого ему показалось мало. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины возвратился, желая большего богатства. Древляне же решили: если повадился волк к овцам, то выкосит все стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьешь его, то всех нас погубит. Убили Игоря и дружину его, так как их было мало".

Клавдий Лебедев. Полюдье. Князь Игорь собирает дань с подвластных древлян под Искоростенем осенью 945 года. Картина 1903 года.
Клавдий Лебедев. Полюдье. Князь Игорь собирает дань с подвластных древлян под Искоростенем осенью 945 года. Картина 1903 года.

В 945 году князь Игорь с дружиной решил дважды взять дань с древлян. Результатом было восстание древлян и убийство князя Игоря.

Последовала ответная жестокая месть вдовы Игоря, княгини Ольги.

С.Н. Ефошкин. Княгиня Ольга. Месть древлянам. Картина 2006 г.
С.Н. Ефошкин. Княгиня Ольга. Месть древлянам. Картина 2006 г.

Но Ольга была мудрой правительницей. Она извлекла урок из происшедшего. В 946 году Ольга начала проведение реформ. Она установила уроки - твердые размеры дани, которую следовало платить в определенные сроки, а также уставы, где содержался порядок ее сбора. Дань собиралась один раз в год в натуральной форме: продукты, меха, изделия ремесла.

Княгиня Ольга реформировала сбор дани: ввела уроки - твердые размеры дани - и установила сроки ее выплаты. Новая система защищала население от повторного требования дани.

Еще одним нововведением Ольги стало учреждение погостов и становищ. Погосты являлись центрами княжеской власти на местах, там производился сбор дани (впоследствии погосты превратились в административные центры). Становища были местами стоянок князя с дружиной. Не сразу, но была введена новая должность - назначение тиунов-сборщиков дани на погостах.

Людям, которые приносили дань на погосты, давали княжескую печать, что-то вроде гарантии от повторного требования дани. В ходе введения нового порядка сбора дани племенные князья теряли свою власть, т.е. реформы Ольги имели значение в развитии государственности. Последнему немало способствовала новая должность - назначение тиунов-сборщиков дани на погостах.

Н.А. Бруни. Святая великая княгиня Ольга. Картина 1901 г.
Н.А. Бруни. Святая великая княгиня Ольга. Картина 1901 г.

Выражаясь современным языком, прежняя дань сменилась фиксированным налогом, который платило все население, и исключалась возможность повторного требования налога с плательщика.

Прежняя дань сменилась фиксированным налогом, который платило все население.

Дань можно назвать прямым налогом. Она существовала на Руси до первой половины XIII в. Помимо дани, были и косвенные налоги: торговые и судебные пошлины. К торговым пошлинам относились "перевоз" - плата за перевоз товаров через реку, "мыт" - за проезд через городскую заставу, "гостиная" - с купцов за право иметь в городе торговые склады (не забудем, что гость - это и есть купец).

Н.К. Рерих Заморские гости. Картина 1902 г.
Н.К. Рерих Заморские гости. Картина 1902 г.

После принятия христианства в 988 году на строительство церквей и храмов вводилась церковная десятина, т.е. 1/10-я часть дохода.

А.М. Васнецов. Двор удельного князя. Картина 2012 г.
А.М. Васнецов. Двор удельного князя. Картина 2012 г.

На Руси платился прямой налог (дань) и целый ряд косвенных налогов.

Ну, а потом монголо-татары пришли. Орде выплачивался ордынский выход, который собирали баскаки - ханские чиновники в русских городах; потом это право перешло к русским князьям. Ордынцы брали "выход" с каждой души мужского пола и с головы скота.

С. В. Иванов. Баскаки. Картина 1909 г.
С. В. Иванов. Баскаки. Картина 1909 г.

В Ордынский период был введен ряд новых косвенных налогов. Один из них - ям - являлся натуральным налогом. Население обязывалось доставлять в почтовые станции (ямы) подводы с ямщиками для перевозки чиновников, почты и грузов. В XVI веке тяжелый для населения ямской налог заменили ямские деньги, собираемые на содержание дорог.

...А еще я обратила внимание - как много картин русских художников посвящено сбору дани. Видно, тема была злободневная, болезненная.

Понравилась статья? Ставьте лайки
и подписывайтесь на мой канал в Дзене!

Читайте еще: Что за БЕЛЫЕ СЛОБОДЫ были в русских городах?

НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ возникновения государства у восточных славян