Найти тему

Песня не прощается с тобой

Грушинский фестиваль 1978 года. Фото Владимира Каковкина
Грушинский фестиваль 1978 года. Фото Владимира Каковкина

Западная поп-музыка – у нас её называли эстрадой – проникала, протекала в СССР разными тропками и каналами.

Фирма «Мелодия» выпускала диски-гиганты и миньоны популярных зарубежных исполнителей, главное условие – певец/музыкант должен воздерживаться от антисоветских заявлений. Диски тех, кого «Мелодия» не замечала, привозили из-за границы моряки, дипломаты, работники министерства внешней торговли, словом, все, кому был открыт выезд за рубеж. А в СССР начиналось тиражирование – массовое и неограниченное.

-2

У моего школьного друга, назову его ВГ, был магнитофон «Комета 212М стерео» - четыре дорожки и качество звука гораздо выше, чем у моей «Чайки». Время от времени ВГ приносили фирменные, как тогда говорили, пластинки на перезапись. До сих пор помню альбом «Ватерлоо» шведского квартета ABBA – четыре лица на обложке, с виду хитроватые скандинавы-крестьяне в модных прикидах, а рядом, спиной к ним, коренастая фигура Наполеона в треуголке.

Сегодня та, европейская, времён разрядки музыкальная тусовка кажется образцом хороших манер и профессиональной работы на любой сцене, ну, допустим, на конкурсе Евровидения. Пересматриваешь записи семидесятых – насколько открытые лица, какое доверие миру.

В костромских институтах, и в педагогическом, и в технологическом, многие студенты и студентки играли на гитаре, а это уже прямой путь в кээспэшники, участники клуба самодеятельной песни. Осведомлённые скептики утверждали, что эту структуру придумали работавшие с интеллигенцией кураторы из Комитета государственной безопасности. Шептались даже, что бардовскую песню ценил сам шеф КГБ Юрий Владимирович Андропов.

Грушинский фестиваль 1978 года. Фото Владимира Каковкина
Грушинский фестиваль 1978 года. Фото Владимира Каковкина

Многие думают, что свой лучший час клубы самодеятельной песни прожили в перестройку. На самом деле, движение КСП стало массовым задолго до того, как Горби пришёл к власти. Знаменитый Грушинский фестиваль авторской песни под Самарой (в советские времена город Куйбышев) собрал в 1979-м году сто тысяч человек. Правда, после этого «Грушинку» прикрыли на шесть лет. Официально фестиваль разрешили снова проводить в 1986-м, когда наступила гласность, и статьи о бардах начали печатать в таких несхожих изданиях, как «Комсомольская правда» и «Литературная Россия».

В Костроме КСП создали в 1976-м году. Первым и бессменным руководителем стал Александр Григорьев, умевший чувствовать настроения «верхов» и ожидания «низов», мастер мелких компромиссов, без которых в провинции не проживёшь, ради достижения главной цели. По личному приглашению Григорьева в Кострому приезжали барды первой в величины, которых знали по всей стране: Александр Дольский, Вадим Егоров, Владимир Турьянский, Александр Суханов. После официального концерта, который чаще всего проходил в актовом зале технологического факультета, гость ещё пел в узком кругу, для своих, а запись велась, и своя, кээспэшная, и «для товарища майора», а затем расходилась в народ.

Александр Мирзаян
Александр Мирзаян

Помню двухчасовую запись такого доверительного концерта, который в конце семидесятых дал в Костроме Александр Миразян, не первый и не единственный среди бардов инженер-физик с гитарой (в нулевые годы он вёл на Первом канале программу «Доброе утро»). Прежде, чем исполнить свои песни на слова Даниила Хармса, он долго и увлечённо рассказывал про поэтов-обериутов, читал рассказы Хармса и его анекдоты про Пушкина, а ещё спел «Нынче ветрено и волны с перехлёстом…» Он не сказал, правда, кто автор этих строк, но мы с друзьями слушали их десять, двадцать раз и выучили наизусть, не зная, что повторяем стихи Бродского:

Дева тешит до известного предела —
дальше локтя не пойдешь или колена.
Сколь же радостней прекрасное вне тела:
ни объятья невозможны, ни измена!

На почве авторской (бардовской, самодеятельной) песни поднимались всходы инакомыслия, хотели того или нет сами сочинители стихов и музыки. Молодым людям конца семидесятых не хватало многоцветия и многозвучия мира. Предсказуемость утомляла, особенно если не предполагать, что в результате спонтанных перемен, которых требовали сердца, тело твоё извлекут из-под обломков родного дома.

«Хотите диссонансов? – спросила история. – Да пожалуйста!»

И начались совсем другие песни.