Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня расскажу вам ещё об одной причине разочарования педагога в своей учительской деятельности.
За последние 10 лет в сети расплодилось невероятное количество «вспомогательного» материала для выполнения учащимися заданий учебника и рабочей тетради. Большинство родителей этому рады, а уж как рады их дети, можно себе представить.
Это прекрасная возможность для наших мам и пап показать себя «знающими» предмет перед младшими школьниками. Перед старшими этот номер уже не проходит, потому что подросшие чада и сами «собаку съели» в решебниках и понимают, что к чему.
А для учителя это полнейшее разочарование в учебниках и печатных рабочих тетрадях, потому что нет возможности увидеть результат усвоения материала, нет возможности заставить учащихся самостоятельно добывать решения, а следовательно – мыслить и рассуждать.
Я – учитель английского. В самом начале появления готовых домашних заданий и полностью «расшифрованных» упражнений учебника и рабочих тетрадей в бумажном варианте я боролась как могла.
Отбирала эти экземпляры прямо на уроке и «складировала» у себя в кабинете, звонила и жаловалась родителям. Но потом все эти материалы расплодились в сети настолько, что борьба моя оказалась «борьбой с ветряными мельницами».
Приходят ко мне на урок младшие школьники с идеально выполненными домашними заданиями, и я, задавая вопрос, как же они удосужились выполнить задание без ошибок, получала обычный ответ. «А мне мама (или папа) помогла. Она в школе учила английский, и у неё были хорошие отметки».
«Да, дети мои милые, не могут ваши мамы и папы помнить этот материал. Помню я их способности и знания», - стенаю я. Но что скажешь детям. Они верят своим родителям. А родители консультируются с ГДЗ, желая «помочь» детям, ну хотя бы не получить неудовлетворительные оценки.
А старшеклассники настолько избаловались, что разучились пользоваться словарями. А зачем? Ведь есть готовые переводы текстов. Запас лексики абсолютно не пополняется при выполнении домашних заданий. Главное для ребят – найти время, чтобы в одном из предлагаемых готовых заданий прочитать перевод и запомнить его или распечатать на листочке.
Вот и приходилось за считывание с листа ставить слабенькие тройки, а у остальных проверять тексты переводом отдельных предложений, словосочетаний и слов. А с грамматическими упражнениями и ещё сложнее. В отдельных решебниках даны грамматические пояснения. То есть, ученик может пояснить, почему он сделал так, а не иначе. Но, если даёшь идентичное задание, то правильное решение бывает далеко не всегда.
А сколько в этих ГДЗ ошибок. Далеко не лучшие учителя их составляют, зарабатывая на этом деньги. Не понимаю, почему изготовление откровенных шпаргалок для школьников стало у нас легальным бизнесом. Куда смотрит наше ведомство? Почему частные интересы издательств оказались предпочтительней и важней интересов школы, учительства и образования в целом.
Во время дистанционного обучения проблема списывания готовых решений обозначилась ещё ярче. Учителю были малодоступны рычаги контроля над работой учащихся. Все дети вдруг захотели стать отличниками на расстоянии.
Конечно, предвижу от коллег такие варианты выхода из ситуации: составлять уникальные задания (что я и делала), снижать оценки за списанные и считанные задания (тоже делала), использовать учебные материалы, к которым нет готовых ответов (а где их напасёшься на все классы). И, вообще, разве это выход? И почему учитель должен его постоянно искать?
Не понимаю, разве не видят авторы учебников, методисты и учёные, что смысл и назначение учебников утрачены. Разве не понимают они, что учитель устал бороться с этим «учебным» вспомогательным хламом, который растёт как на дрожжах.
Я вижу только одно решение проблемы – самому учителю составлять свои учебники и свои методические материалы. Но кто их опубликует? А, если случится чудо и их опубликуют, то сразу же найдётся желающий их «расшифровать и решить». Так что выхода у нас нет, коллеги.
Спасибо за внимание. Пишите комментарии. Здоровья всем и терпения!