ИЗ ЦИКЛА СТАТЕЙ «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И СЕРВИС В БАНКАХ»
То, что еще даже и не имело права называться цифровым сервисом, кроме очевидных плюсов и преимуществ, в том числе и финансовых, уже начало создавать проблемы клиентам и сотрудникам банков, где новые функциональные возможности возникли и стали пропагандироваться быстрее, чем где-либо.
В конце концов, различные разновидности, так называемого интернет банкинга, возникшие первоначально в конце 90-ых годов, уже в начале двухтысячных стал неотъемлемым атрибутом банковского мейнстрима. Однако интернет банкинг на том этапе, то есть в начале двухтысячных представлял собой по сути удалённый доступ, получаемый по определённой процедуре верификации пользователей, к ограниченному перечню базовых банковских сервисов. Тем не менее, уже это стало огромным прогрессивным шагом, который позволил увести в онлайн солидную долю традиционного банковского сервиса, на начальном этапе в основном транзакционного.
Из плюсов, главные достижения, следующие: стали разрешены ряд новых сервисов, например, зарубежные переводы, стала возможной онлайн проверка кредитной истории заемщика и пенсионных отчислений, хотя согласие на данные проверки еще приходилось получать от клиентов в письменном виде и получили широкий доступ удаленные каналы осуществления банковских каналов - конвертаций, переводов и т.п.
Что-то изменилось, как будто, была осуществлена новая настройка и введены новые правила.
Вновь начались тектонические движения у регулятора и, как уже говорилось выше, началось победное шествие ай фона по планете. Далее последовало создание необходимого нормативного фундамента и законодательного оформления – были легализованы электронные цифровые подписи, а банки стали вести более либеральную коммерческую политику и допустили клиентов к своим системам без дополнительной сиделки, ранее роль которой выполняли сотрудники банка.
Клиенты наконец-то получили опцию банковаться в полном объеме удалено. Что же произошло такого что, кто-то в году эдак одиннадцатом, двенадцатом предугадал пандемию и решил к ней подготовиться? Давайте представим, что за деньгами во время карантина нужно было бы ходить в банк? А еще и транзакции удаленно проводить не просто, так как население не готово к этому по причине банковской неграмотности, да и сотрудники еще не тасканы на такой сервис и саботируют работу по не многу.
Как лок даун организовывать в таких условиях? (Как Вы думаете, не связан ли форсированный переход к цифровому банкингу с будущей пандемией, или точнее, не события ли это одной цепи?)
К концу десятых, проблема удаленной верификации если и не была еще решена, то ее как-то смягчили, разрешив проводить в онлайне по сути все остальное: любые транзакции, переводы, оплаты, получение кредитов и т.п. А ведь это серьезный риск, если, к примеру Ваша транзакция исчезнет, а с ней и Ваши деньги, как Вы вообще докажите, что они были, если у Вас не сохранилось ни одного бумажного носителя? Напишите, как можно подстраховаться в даном случае.
Как следствие, не смотря на имеющиеся риски, смягчение важности проблемы верификации и либерализация всех остальных процедур создало некоторые предпосылки создания по-настоящему цифрового финансового института, то есть такого, где все функции и сервисы, предлагаемые традиционными финансовыми институтами, могли бы быть автоматизированы и предоставлены пользователям без участие других людей. И хотя на практике переход от традиционной модели к цифровой еще только реализуется, вызывая при этом достаточное количество проблем, численность штатов сервисных подразделении у всех финансовых институтов неуклонна сокращается, так же, как и количество отделений, что косвенно является подтверждением глобального тренда на то, что рано или поздно вся банковская отрасль станет оцифрована.
Ну а что последует за тем, когда цифровизации в банковском бизнесе окончательно победит? Напишите свой комментарий, что Вы думаете по данному поводу.