Рост цен на новые автомобили превысил разумные пределы, и на сегодняшний день, на мой взгляд, эксплуатируется чисто понятие "статусности" (ибо рентабельность покупки нового автомобиля уже даже не нулевая, а откровенно отрицательная). Двигатель внутреннего сгорания как таковой достиг своего технологического совершенства, от пневматической подвески на гражданских легковых автомобилях давно отказались, в результате чего новые модели конкурируют между собой за счёт незначительных мелочей вроде числа штатных USB-розеток в салоне. И уже в ценовом сегменте "за миллион" встречаются модели на простых масляных амортизаторах, переднем приводе и с жёсткой задней балкой (не способных предложить конкурентных преимуществ по сравнению с моделями десятилетней давности). При этом используемые вторсырьё и алгоритмы "запрограммированного старения" не оставляют шансов пользоваться одним автомобилем более 7 лет.
Современный человек уже привык платить за всё, и даже иллюзию собственности мы принимаем за объективную реальность (попробуйте не вносить коммунальных платежей за квартиру, находящуюся в собственности год, два, три… и Вы поймёте, чей собственностью она на самом деле является). В целом автомобиль — это своего рода золотой унитаз, в который его владелец бесконечно спускает собственные средства:
1 . Собственно, стоимость автомобиля . Уплатив однажды полную первоначальную стоимость автомобиля, её практически невозможно вернуть: при перепродаже на вторичном рынке можно потерять до 75% от изначальной стоимости, а условные 50 000 по программе утилизации даже в совокупности со 100 000 по Trade-in при изначальной стоимости автомобиля в 500 000 рублей спустя 3-5 лет не составят и четверти его изначальной цены. Прибавьте к этому инфляцию…
2 . Страховка . Даже если Вы приобретаете новый автомобиль не в кредит (что само по себе более похоже на сказку, ибо автосалону не интересны покупатели с деньгами на руках), и не берёте на себя обязанность страховать автомобиль по КАСКО, стоимость годового полиса ОСАГО может приблизиться к размеру месячной заработной платы специалиста в области культуры и искусства за пределами МКАД… На начальный тариф рассчитывать не приходится (найти в продаже новый автомобиль с мощностью менее 70 лошадиных сил не реально), а при отсутствии безаварийного стажа страховая премия будет рассчитана по 100% тарифу.
3 . Парковка . Если Вы — житель мегаполиса, скорее всего парковка для Вас будет платной. И даже при наличии бесплатных парковочных мест во дворе многоквартирного дома за такое место придётся повоевать, а при отсутствии боевых действий Вы скорее всего временно лишитесь парковочного места как только покините его (на Ваше место тут же временно припаркуется другой автомобиль).
4 . Штрафы . Ещё один пример подмены ценностного ряда. До введения в обиход средств автоматической фотовидеофиксации нарушение ПДД считалось административным правонарушением, то есть преступлением. Сегодня штрафы воспринимаются большинством водителей как тарифы (когда если хочется побыстрее — то можно , но за отдельную плату), а для тех кто так ещё не считает умело расставлены ловушки вроде камер в зоне действия ограничения по скорости в 20 км\ч возле школы по знаку, который либо скрыт летом растительностью, либо запорошен снегом зимой… Кроме фиксированных камер за нами следят ещё и мобильные комплексы, которые с радостью сформируют для Вас протокол пока вы высаживаете пассажира в зоне действия знака "остановка запрещена" или возле ряда припаркованных машин (Вам будет инкриминирована парковка "вторым рядом"). Словом, оплачивать штрафы так или иначе придётся. И даже если в течении года Ваш автомобиль стоит на месте, нет никаких гарантий что в течении этого самого года рядышком не появится новый дорожный знак, в зону действия которого автомобиль попадёт.
5 . Ремонт и техническое обслуживание . В любом, в том числе в новом автомобиле регулярно возникает необходимость замены моторного масла (и иных технологических жидкостей), фильтров, тормозных колодок, лампочек и прочих "расходных материалов". Гарантийное обслуживание почти всегда осуществляется по завышенным (существенно завышенным) тарифам (нас попросту шантажируют, ставя перед выбором "переплатить официалам и остаться на гарантии" или "сэкономить на обслуживании и слететь с гарантии"), гарантийный ремонт — вовсе миф. Трудно представить себе такую неисправность, за которую невозможно было бы возложить ответственность на плечи владельца автомобиля. Но даже если Вам удастся доказать свою невиновность (в поломке), Вас всё равно "разведут" на деньги: к примеру захрипел у Вас динамик… Вам наверняка скажут нечто вроде "мы, конечно, можем поставить Вам новый такой же динамик по гарантии, но лучше приобретите у нас вот эти (супер-пупер) динамики, а работа по замене для Вас, так и быть, будет бесплатной…"
6 . Тюнинг . Вы замечали что в современных автомобилях, как минимум в ценовой категории до миллиона рублей сидения, как бы это помягче сказать… "не очень" удобные? Едва ли Вам будет комфортно за рулём более трёх часов подряд… Следовательно, вы захотите более комфортные сидения. Но даже если все Ваши поездки — короткие, и Вы не успеваете ничего "отсидеть", статья расходов "тюнинг" рано или поздно будет открыта: "платиновые" свечи зажигания, автомобильная сигнализации с "автозапуском", оплётка на руль на худой конец… Вы до сих пор не "прошили мозги", не выбили "катализатор" и не увеличили радиус колёс с переходом на низкий профиль? Да Вы просто "лузер"!
При всём при этом вторичный рынок буквально "кишит" предложениями, благодаря которым в принципе любому пешеходу можно стать "автолюбителем" по цене "велосипедиста". Но возникает вопрос: а что движет продавцом, выставившим на продажу, безусловно, "хороший" (с его слов) автомобиль по низкой цене? И тут возможны варианты от вполне себе реалистичных до откровенно сказочных:
— "Купил новый, этот стал не нужен" . А зачем купил… если этот ещё столь хорош, каким ты его описываешь?
— "Надо закрыть кредит, деньги срочно нужны". Человек которому срочно нужны деньги скорее сдаст автомобиль в автоломбард… Если объявление о продаже висит уже неделю, а продавец утверждает что ему якобы срочно нужны деньги… ну, Вы понимаете :)
— Автомобиль брата, а он уехал на заработки на север, там женился, взял ипотеку… словом, "осел" . Не знаю, насколько вообще такие истории уместны в реальном мире, но "осел" в этом случае скорее всего не "брат\сват", а покупатель. И не "осел", а осёл"…
По сути наиболее приемлемых вариантов на вторичном рынке всего два :
1. Блондинка
2. Дед
1. Блондинки в принципе не отличаются высоким интеллектом, зато отличаются бережливостью. Ещё они обычно плохо водят, поэтому машина после блондинки в 9 случаях из 10 имеет повреждения на заднем бампере (задом блондинки не умеют сдавать в принципе). Ещё в 4 из 10 и на переднем… Тем не менее, всё это "мелкие цацки". Блондинка не сумеет возродить авто из "тотала". Блондинка не будет перевозить на заднем сидении банки с краской и бутылки с растворителем. В целом, автомобиль из первых рук (из рук блондинки) на вторичном рынке скорее всего внешне будет отличаться хорошей сохранностью. А вот с начинкой… За гарантийную машину опасаться не приходится, но если экземпляр уже не на гарантии, можно быть уверенным что перекат на моторном масле как минимум двукратный. И именно силовому агрегату у такого варианта следует уделить внимание при покупке прежде всего. А если звёзды так сошлись что блондинка ездила на "механике" — то в стоимость предстоящих расходов при покупке смело можно заносить пункт "сцепление"…
2. Представители старшего поколения из числа автолюбителей не любят город. Их удел — это рейсы "дом-дача". Максимум "дом-магазин" (и то не в "час-пик"). Пробеги у таких продавцов, как правило, маленькие, и это главный плюс подобных вариантов. Плюс, который, собственно говоря, перевешивает всё… при условии что Вы приобретаете автомобиль с долгосрочными планами на него. Однако если автомобиль до Вашего с ним знакомства простаивал (особое внимание стоит уделить формулировкам "зимой почти не эксплуатировался"), в нём с высокой долей вероятности деградировали резиновые изделия и металлические детали, контактирующие с воздухом: мне приходилось видеть как шток амортизатора за зиму обрастал коррозией. Как только такой автомобиль начнёт движение, часть штока которая при простое была снаружи начнёт уходить вовнутрь, разобьёт уплотнитель и амортизатор довольно быстро потечёт… Рулевые наконечники, шаровые опоры и сайленбюлоки пожилые автолюбители меняют в самом крайнем случае — либо когда уже откровенно "застучало", либо когда управляемость нарушена настолько что даже скорость в 60 км\ч не является безопасной. Так что покупка такого варианта сулит замену всех резиновых деталей, а так же элементов подвески. А ещё автомобиль после пожилого хозяина часто имеет следы "колхозного" тюнинга: молодому автолюбителю едва ли придёт в голову прикрутить к торпедо вентилятор саморезами :)
Если же Вам по каким-то причинам нужно продать автомобиль, вот несколько советов, которые позволят сделать это с наименьшими финансовыми потерями:
1. Приведите в порядок замки . Вам будет трудно доказать потенциальному покупателю, что автомобиль не бит, если водительская дверь отпирается исключительно изнутри… Сколь бы это не казалось странным, но покупатель прежде всего обращает внимание на то всё ли открывается и всё ли закрывается.
2. Демонтируйте всё что можно продать отдельно. Тут формула такова: если Вы установили в автомобиль магнитолу стоимостью, к примеру 20 000 рублей, а в АШАНе самая дешёвая магнитола стоит 800 рублей, то Вашу магнитолу (какой бы крутой она не была) покупатель при покупке будет оценивать, исходя из начальной стоимости самой бюджетной магнитолы. То же самое касается колёс. Даже если Вы выложили за "литьё" те же 15 — 20 тысяч, покупатель оценит их по цене серийной "штамповки"…
3. Отложите техническое обслуживание . Ни один покупатель не поверит Вам, если при продаже Вы скажете что заменили маcло, ремень ГРМ и.т.д за неделю до продажи… Если у Вас уже есть на руках масло и фильтр — лучше отдайте (продайте) их тому же покупателю отдельно. Он будет уверен в том что масло не потребует замены (так как сам его поменяет), а Вам не придётся доказывать что Вы не слон.
4. Не соглашайтесь на рассрочку. Даже если покупатель впоследствии с Вами расплатится (что не факт), сразу после сделки Вы начнёте получать де-факто чужие "письма счастья" как свои собственные. Ещё хуже если автомобиль будет разбит до полной выплаты (резона продолжать выплачивать Вам деньги за уже разбитое авто нет никакого) или если спустя месяц или год покупатель даст задний ход и потребует назад деньги. Пробег на автомобиле к тому времени уже может увеличиться вдвое, состояние существенно ухудшиться, лучше просто изначально подайте объявление "сдам авто в аренду бесплатно"…