Найти тему
33,6K подписчиков

Большой Флот Страны Советов. "Бриллианты" Адмирала Горшкова

5,6K прочитали

В истории отечественного пост-парусного флота было три руководителя, десятилетиями управлявших флотом  в соответствии с собственными представлениями.

В истории отечественного пост-парусного флота было три руководителя, десятилетиями управлявших флотом в соответствии с собственными представлениями.

Первым стал Генерал-адмирал Российского флота Константин Николаевич , с 1853 по 1881 год руководивший русским флотом. При нем русский флот стал броненосным. В тяжелые годы Крымской войны, согласно легенде, отдал личных 200 тысяч рублей заводчику Путилову на срочную постройку канонерских лодок для защиты столицы. Создал сбалансированный флот, полностью отвечавший поставленной задаче-

Россия должна быть первоклассной морской державой, занимать в Европе 3-е место по силе флота после Англии и Франции и быть сильнее союза второстепенных морских держав.

Сменил его на посту другой Генерал-адмирал Российского флота и Великий князь Алексе́й Алекса́ндрович, с 1883 по 1905 год правивший Морским ведомством. При нем на российский флот пролился "золотой дождь" финансирования судостроительной программы 1882 года с дополнением 1898 года для нужд Дальнего Востока. Общие расходы империи на флот в этот период составили баснословную сумму порядка 500 миллионов рублей. В мировой табели о рангах, тем не менее, русский флот оставался третьим, пока за год русско-японской войны большая его часть не осталась на дне моря.

На флоте Алексе́й Алекса́ндрович получил презрительные прозвища "Семь пудов августейшего мяса" и "князь Цусимский". На память об освоении гигантского бюджета остались многочисленные бриллианты любовницы великого князя-балерины Элизы Балетты, известной как «Бриллиантовое Величество», и остатки разгромленного флота.

Понятно, почему после 1917 года с генерал-адмиралами в России совсем не заладилось. Началась другая эпоха.

В истории отечественного пост-парусного флота было три руководителя, десятилетиями управлявших флотом  в соответствии с собственными представлениями.-2

9 декабря 1985 года пост Главнокомандующего ВМФ СССР покинул Сергей Георгиевич Горшков (1910-1988), Адмирал Флота Советского Союза, прослуживший на этом посту 30 лет.

После себя он оставил огромную военную машину, второй флот планеты, способный противостоять американскому флоту вместе с флотами американских союзников. Это был пик мощи отечественного флота, тогда в его составе был 1561 корабль.

По подсчетам А.С Павлова на середину 1988 года в строю было четыре авианесущих корабля, 96 крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов, 174 сторожевых и малых противолодочных корабля, 623 катера и тральщика, 107 десантных кораблей и катеров. На 1 января 1989 года-64 атомные и 15 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетами, 79 подводных лодок с крылатыми ракетами (в том числе 63 атомные), 80 многоцелевых торпедных атомных подводных лодок.

Кроме того на 1991 год в состоянии постройки было 2 авианосца (в том числе один атомный),11 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами,18 многоцелевых атомных подводных лодок, 7 дизельных подводных лодок, 2 ракетных крейсера (в том числе один атомный), 10 эскадренных миноносцев и больших противолодочных кораблей и другие корабли.

Впервые за свою историю наш флот имел обширную сеть зарубежных баз и пунктов снабжения- от Кубы до Вьетнама, в Сирии, Йемене, Африке.

Среди множества кораблей, которые несли службу на всех океанах Земли, выделяются несколько проектов, ставших венцом развития советской конструкторской мысли и промышленности.

"Бриллианты", оставшиеся на память о великой эпохе адмирала Горшкова.

 проект 941 "Акула"
проект 941 "Акула"

Самые большие и мощные подводные лодки в мире, проект 941 "Акула" ( НАТО- SSBN «Typhoon»). Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения. Строились с 1976 года. Планировалось всего 12 единиц. Построено до 1989 года 6 штук. Из-за отсутствия средств на обслуживание атомоходов, уже к концу 90-х годов три корабля были выведены из строя, а в 2005-2009 годах прошли утилизацию, 80% стоимости которой оплатили США. На сегодня в строю только ТК-208 «Дмитрий Донской» (после 2021 года планируется на списание), используемый как опытовый корабль. В очереди на утилизацию находятся еще две лодки проекта-ТК-17 и ТК-20.

Лодки имели двойной корпус из стали и титана, низкую шумность, отличную маневренность, запас автономности до года (по западным данным), превосходную обитаемость (сауна, солярий, бассейн, большая мягкая гостиная со стильной деревянной отделкой и мебелью и даже вольер с живым уголком), были способны нанести удар возмездия в любой ситуации, укрываясь под толщей льда (лодка могла проломить лед толщиной 2,5 метра).

Водоизмещение надводное 23 200 т . Водоизмещение подводное 48 000 т. Длина наибольшая (по КВЛ )172,8 м. Ширина корпуса наиб. 23,3 м. Средняя осадка (по КВЛ) 11,2 м
Силовая установка-2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый. 2 турбины по 45000 -50000 л. с. каждая. 2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м. 4 паротурбинных АЭУ по 3,2 МВт. Резервные-2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)

Скорость (надводная) 12 узлов Скорость (подводная) 25 узлов.
Рабочая глубина погружения 400 м. Предельная глубина погружения 500 м. Автономность плавания 180 суток . Экипаж 160 человек,в том числе 52 офицера
Вооружение - Торпедно-минное вооружение 6 ТА калибра 533 мм ;
22 торпеды : 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80 . Ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал». Ракетное вооружение 20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52) или Р-30 Булава (пр. 941УМ). ПВО- 8 ПЗРК «Игла»
«Киев »
«Киев »

"Баку"
"Баку"

Авианесущие крейсера проекта 1143 «Кречет» ( НАТО-«Kiev»-class ) - многоцелевые тяжёлые авианесущие крейсера с ракетным вооружением. В рамках проекта было заложено в 1970-1988 годах семь кораблей, по модифицированным проектам-«Киев » (проект 1143), «Минск » (проект 1143.2), «Новороссийск » (проект 1143.3) , «Баку » (проект 1143.4), «Адмирал Кузнецов » (проект 1143.5),«Варяг » (проект 1143.6), Проект 1143.7 "Ульяновск"отличался атомной силовой установкой.

В тяжелом 1993 году «Киев » , «Минск », «Новороссийск » были выведены из боевого состава и вскоре проданы- в итоге «Киев » и «Минск » стали развлекательными комплексами в Китае, а «Новороссийск » разделали на металл южные корейцы.

«Баку »( ранее «Харьков »), позднее «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», в 2004 году продан Индии, передан после модернизации в 2013 году, служит в индийском флоте под именем «Викрамадитья».

«Варяг » ( ранее «Рига » ), достался независимой Украине при разделе Черноморского флота и в 1998 году был продан китайцам под развлекательный центр. На самом деле стал первым китайским авианосцем «Ляони́н».

Больше всего имен поменял за годы перестройки и гласности единственный корабль проекта, оставшийся в составе российского флота-«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». С момента проектирования он носил имена «Советский Союз» , «Рига» , «Леонид Брежнев» , «Тбилиси». Лишь 4 октября 1990 года корабль получил нынешнее имя.

"Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" - тяжелый авианесущий крейсер проекта 11435, единственный корабль подобного типа России.
"Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" - тяжелый авианесущий крейсер проекта 11435, единственный корабль подобного типа России.
Водоизмещение 46 540 тонн стандартное, 53 050 тонн нормальное, 59 100 тонн полное, 61 390 тонн наибольшее. Длина 270 метров по ватерлинии, 306,45 метра наибольшая. Ширина 33,41 метра по ватерлинии, 71,96 метра наибольшая. Высота 64,49 метра габаритная
Высота борта (от КВЛ):31,42 метра в носу, 25,7 метра на миделе, 25,7 метра в корме. Осадка Средняя (от ОП ):при стандартном водоизмещении — 8,05 метра, при нормальном водоизмещении — 8,97 метра, при полном водоизмещении — 9,76 метра, Наибольшая — 10,4 метра
Бронирование -Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками». Противоторпедная трёхслойная защита шириной 4,5 метра, выдерживает попадание 400 килограммов ТНТ заряда.
Двигатели -Котлотурбинная, четырёхвальная, четыре ГТЗА ТВ-12-4,
восемь котлов КВГ-4, Паротурбины: 4 × 50 000 л. с., Турбогенераторы: 9 × 1500 кВт, Дизель-генераторы: 6 × 1500 кВт. Движитель четыре пятилопастных винта. Скорость хода 29 узлов — наибольшая,18 узлов — боевого экономического хода, 14 узлов — экономического хода. Дальность плавания При скорости:29 узлов — 3850 миль , 18 узлов — 7680 миль, 14 узлов — 8417 миль. Автономность плавания 45 суток. Экипаж 1980 человек, в том числе: 520 офицеров, 322 мичмана, 1138 матросов Вооружение Навигационное вооружение Комплекс «Бейсур» Радиолокационное вооружение РЛС общего обнаружения:1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат», 1 × РЛС МР-750 «Фрегат-МА» , 2 × РЛС МР-360 «Подкат»,
3 × РЛС «Вайгач», СУ авиацией: 1 × «Резистор-К42», 1 × «Газон» Радиоэлектронное вооружение БИУС «Лесоруб», Комплекс связи «Буран-2», ГАК «Полином-Т» , ГАС «Звезда-М1», Комплекс РЭБ «Созвездие-БР»
Зенитная артиллерия -6 × 6 АК-630 (48 000 снарядов). Ракетное вооружение 12 × ПУ ПКРК «Гранит» , 4 × 2 ЗРАК «Кортик» (256 ракет, 48 000 снарядов), 4 × 6 ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты). Противолодочное вооружение 2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб). Авиационная группа 50 самолётов и вертолётов
По проекту :26 × МиГ-29К или Су-27К ,4 × Ка-27РЛД ,18 × Ка-27 или Ка-29
2 × Ка-27ПС .
Фактически :14 × Су-33 , 2 × Су-25УТГ,10 × МиГ-29К ,4 × МиГ-29КУБ

В истории отечественного пост-парусного флота было три руководителя, десятилетиями управлявших флотом  в соответствии с собственными представлениями.-7
В истории отечественного пост-парусного флота было три руководителя, десятилетиями управлявших флотом  в соответствии с собственными представлениями.-8

Атомный авианосец (атомный тяжёлый авианесущий крейсер) проекта 1143.7 "Ульяновск" был заложен 25 ноября 1988 года, в 1995 году должен был быть уже в строю. Всего планировалась постройка четырех таких кораблей. Общая стоимость авианосца-более 2 миллиардов советских рублей. На 1 июля 1991 года готовность составляла 18,3%. После распада страны в 1992 году разобран на стапеле.

Водоизмещение 79,758 т полное, 62,580 т стандартное. Длина 302,6 м по ватерлинии, 324,6 м наибольшая. Ширина 39,5 м по ватерлинии, 75.5 м наибольшая. Высота 65,5 м габаритная. Высота борта от основной плоскости до верхней палубы:27,5 м на миделе, 33 м в носу Осадка 10,7 м Двигатели -4 ядерных реактора КН-3-43 по 305 МВт, 4 ППУ ОК-900 , 280 000 л.с.(4х70000). Движитель 4. Скорость хода 30 узлов Дальность плавания Не ограничена. Автономность плавания 120 суток. Экипаж 3800 человек
Вооружение -Ракетное вооружение 16 × ПКРК «Гранит» , ЗРАК «Кортик» , ЗРК «Кинжал». Авиационная группа 70 самолётов и вертолётов. Паровые катапульты.

"Петр Великий" - тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 11442, флагман Северного флота ВМФ РФ, крупнейший в мире неавианесущий ударный корабль (на 2008 год).
"Петр Великий" - тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 11442, флагман Северного флота ВМФ РФ, крупнейший в мире неавианесущий ударный корабль (на 2008 год).
"Москва" - ракетный крейсер, головной корабль проекта 1164 "Атлант".
"Москва" - ракетный крейсер, головной корабль проекта 1164 "Атлант".
"Варяг" - ракетный крейсер проекта 1164 "Слава".
"Варяг" - ракетный крейсер проекта 1164 "Слава".
"Маршал Устинов" - ракетный крейсер проекта 1164.
"Маршал Устинов" - ракетный крейсер проекта 1164.

Ракетных крейсеров проекта 1144 «Орлан» (НАТО-"Kirov-class") было запланировано построить семь штук, построено четыре. В строю российского флота один-«Пётр Великий», в 2022-23 годах с модернизации ожидается «Адмирал Нахимов», остальные два находятся в очереди на утилизацию.

О них уже было-

Горец российского флота. Останется только один

Ракетных крейсеров проекта 1164 «Атлант»( НАТО - "Slava class") было запланировано десять, заложено 4, достроено и находится в составе российского флота три-«Москва», «Варяг» и «Маршал Устинов». Четвертому не повезло в состоянии достройки оказаться на территории незалежной Украины, где, получив гордое имя "Украина", он и ржавеет без малейших шансов когда-либо выйти в море.

Подробнее здесь-

Победа ржавчины над жадностью. Незавидная судьба «Украины»

"Адмирал Ушаков" - эсминец проекта 956.
"Адмирал Ушаков" - эсминец проекта 956.
"Быстрый" - эсминец проекта 956.
"Быстрый" - эсминец проекта 956.
"Настойчивый" - эсминец проекта 956. Флагман Балтийского флота.
"Настойчивый" - эсминец проекта 956. Флагман Балтийского флота.

А еще были эсминцы проекта 956 "Сарыч", которых планировали построить 50 штук. С 1976 года построено 19. Из них четыре служат сейчас в ВМС НОАК , два в составе российского флота, два в ремонте, два числятся в резерве. Остальные списаны и разобраны на металл, иногда всего после 11 лет службы.

Горшков в 1963 году воссоздал морскую пехоту, расформированную в 1956. Она была обеспечена десантными кораблями различного уровня.

В истории отечественного пост-парусного флота было три руководителя, десятилетиями управлявших флотом  в соответствии с собственными представлениями.-16

Михаил Кухтарев/SputnikУчения Краснознаменного Черноморского флота ВМФ СССР.
Михаил Кухтарев/SputnikУчения Краснознаменного Черноморского флота ВМФ СССР.

В 1970 году советский флот провел грандиозные морские маневры "Океан-1970" . Впервые в своей истории Россия получила возможность решать проблемы в любой точке планеты. Ведь страна обладала еще и огромными торговым и промысловым флотами. В случае чего на месте происшествия появлялась пара-тройка советских кораблей и принимала извинения за беспокойство.

Надо отметить, что действия командиров советских кораблей в этот период отличались дерзостью и инициативой, что кардинально противоположно поведению цензовых офицеров Российского Императорского флота начала 20-го века. Никакого почтения и преклонения перед авторитетом англо-саксонских коллег не было. Зайти в центр походного ордера американской АУГ-с удовольствием, "навалить" на американский ракетный крейсер, потерявший берега,-запросто.

Больше всего ценится оценка противника-«Адмирал Сергей Горшков модернизировал советский Военно-морской флот, трансформировавшийся под его руководством от отсталой структуры сил береговой обороны до океанского флота, способного бросить вызов морскому превосходству ВМС США» (американский авторитетный американский военно-морской теоретик Джеймс Холмс).

Успешное создание Большого флота СССР стало возможным не только благодаря экономическим успехам страны, но и вследствие создания теоретической основы-концепции нашего океанского флота.

Наш ответ Мэхэну назывался "Морская мощь государства" и принадлежит авторству адмирала Горшкова. Доктрина Горшкова соответствовала тогда уровню и направлению экономического и политического развития страны.

К середине 80-х годов доктрина, согласно которой Горшков строил флот, пришла в противоречие с идеологией разложившейся части номенклатуры, взявшей курс на конвергенцию. Большой флот ей был не нужен, так как сняты были цели, для которых он создавался. Горшков ушел, не застав, к счастью, этих перемен.

В итоге от "бриллиантов" Горшкова сейчас осталось лишь несколько штук, которые, тем не менее, составляют основу современного российского флота, сохраняя преемственность традиций и технологий.

систематизированный каталог статей канала-по ссылке:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам