27 марта - Международный день театра.
Наверное, самым известным романом на сегодняшнюю тему является "Театр" английского писателя Уильяма Сомерсета Моэма (1874-1965).
Этот роман был впервые опубликован в 1937 году. Моэм был востребованным драматургом, так что не понаслышке был знаком с закулисьем театра. Многолетние наблюдения привели к созданию романа.
Нехитрый сюжет угадывается с первых страниц, но привлекает роман не этим. "Театр" - остроумное, ироничное, честное, в чем-то разоблачительное, в чем-то циничное повествование о жизни театральной звезды. Маститая актриса Джулия Ламберт живёт на сцене, а играет в жизни. Даже с конкуренткой за сердце мужчины (и даже не одного) она разбирается, не выходя из роли в спектакле.
Больше всего удивляет, насколько хорошо Моэм понимал женскую психологию - когда читаешь о поступках, репликах и мыслях главной героини, не оставляет ощущение, что роман написан женщиной.
"Театр" стал невероятно популярным у советских читателей, чему в немалой степени способствовала экранизация, снятая на рижской киностудии режиссером Янисом Стрейчем в 1978 году.
В главных ролях были заняты Вия Артмане (немного старше и грузнее, чем героиня романа, но все равно великолепная) и Ивар Калныньш.
В этом фильме достаточно театральности, это вообще гимн театру и актерской судьбе, бенефис Артмане и признание в любви тем, кто посвящает жизнь сцене.
Музыку к фильму написал Раймонд Паулс - она запоминается с первого раз и навсегда. И пусть в сцене завтрака на свежем воздухе богатые британцы сидят на пеньках, лучше прибалтов никто в СССР не снимал "заграничную жизнь".
Последняя западная экранизация романа состоялась в 2004 году. Иштван Сабо снял фильм "Быть Джулией" (в нашем прокате "Театр"). Джулию Ламберт здесь играет блистательная Аннетт Бенинг. Её реальный и экранный возраст совпали идеально - 46 лет. И она очень точна в передаче характера героини - жесткого и циничного.
В советской версии не показан эффектный эпизод мести в финале романа (как и у Моэма, он рассказан "голосом за кадром"). Сабо решил сделать это кульминацией фильма: с нуля была написана сцена спектакля, где Джулия фактически уничтожает дальнейшую карьеру своей соперницы.
Отличным решением было ввести в сцены с Джулией призрак её первого театрального менеджера - его играет Майкл Гэмбон (Дамблдор из "поттерианы"). Этот обаятельный герой добавляет фильму ещё больше сарказма и, как ни странно для призрака, живости.
За свою роль Бенинг была номинирована на «Оскар», получила премию «Золотой глобус» и ещё несколько кинонаград.
А вы читали роман Моэма? Какая из экранизаций вам больше понравилась?
Поставите, пожалуйста, лайк, если вам понравилась статья. И не забудьте подписаться на "Ешь, читай, смотри", где много всего о кино и литературе!