Найти в Дзене
История транспорта

Эволюция классической «ливреи» советского Аэрофлота образца 1973 года.

Часть 2.

Ремонтная.

Интересный факт в использовании классической ливреи 1973 года состоит в том, что некоторые типы воздушных судов получали первую окраску типа «классика» не на заводском конвейере, а на авиаремонтном заводе. Иными словами, авиационные ремонтные заводы начали использовать новую схему раньше, чем это сделали авиастроительные заводы.

Заслуживает отдельного обсуждения в дальнейшем тот факт, что самолеты Як-40 каким-то удивительным образом сходили с заводского конвейера до самого конца производства в старой, не ГОСТ-овской окраске.

Самолёт Ту-154 был в числе тех типов, которым «классику» впервые нанесли на авиаремонтном заводе. Основная причина тому: Куйбышев в период с сентября 1973 по апрель 1974 года - когда и вводилась новая схема – был занят постройкой самолётов на экспорт, в Египет, Болгарию и Венгрию, и самолётов для Аэрофлота не производил.

С 1972 года ремонтом Ту-154 занимался авиаремонтный завод №400 в московском аэропорту Внуково. Первые перекраски «полтинников» в новые ливреи внуковцы осуществили уже в конце 1973 года. Что породило некоторое разнообразие вариантов нанесения классической схемы на фюзеляж. Не имея в наличии краски цвета нового варианта, в ход шла краска, применявшаяся при ремонтах Ту-104 и Ту-114 – более светлого, бирюзового оттенка. На фото ниже – перрон аэропорта Внуково в 1976 году, на котором на втором плане виден Ту-154 СССР-85029 после ремонта на АРЗ-400. Отчётливо видно, что цвет полос на его фюзеляже заметно светлее, чем у соседнего Ту-154Б.

Ту-154 трёх разных расцветок на перроне аэропорта "Внуково", 1976 г. Фото из открытых источников.
Ту-154 трёх разных расцветок на перроне аэропорта "Внуково", 1976 г. Фото из открытых источников.

Не имея у себя трафаретов нового образца, внуковцы делали классическую схему по старым трафаретам, утвержденным для первого варианта окраски Ту-154 ещё в 1968 году.

Ту-154 73А038, прошедший ремонт на заводе №400. Аэропорт Чита.
Ту-154 73А038, прошедший ремонт на заводе №400. Аэропорт Чита.

Трафареты новой схемы появились на заводе №400 к началу 1976 года, после чего все отремонтированные машины стали красить на манер серийных Ту-154Б с широкой оконной полосой:

Ту-154 70М006, прошедший ремонт на заводе №400 в конце 1976 - начале 1977 гг.
Ту-154 70М006, прошедший ремонт на заводе №400 в конце 1976 - начале 1977 гг.

К этому времени АРЗ-400 выпустил уже приличное количество Ту-154 с разноцветными полосами на фюзеляже и старым вариантом регистрационных номеров, которые можно было встретить в аэропортах СССР вплоть до первой половины восьмидесятых годов. Среди отремонтированных и окрашенных в «классику» по старым лекалам заводом №400 Ту-154 были: 011, 014, 021, 024, 029, 031, 038, 040, 044 и ряд других.

Крупными ремонтами - переделками Ту-154 и Ту-154А в Ту-154Б, Ту-154Б-1 и Ту-154С в 1978 – 1986 гг. занимался и сам Куйбышевский авиастроительный завод. Выходящие с КуАЗ-а после ремонта машины были окрашены строго канонично и ничем по внешнему виду не отличались от вновь построенных.

С 1979 года ремонт Ту-154 стал производить также и завод №411 в Минеральных Водах. Первым, вышедшим после ремонта в Минводах, стал Ту-154Б 76А184 красноярского авиапредприятия. Он был окрашен в действующий тогда вариант стандарта 1978 года:

Первый отремонтированный на  АРЗ-411 Ту-154Б 76А184. Минеральные Воды, территория завода, 1979 г. Источник фото - aviaforum.ru.
Первый отремонтированный на АРЗ-411 Ту-154Б 76А184. Минеральные Воды, территория завода, 1979 г. Источник фото - aviaforum.ru.

С этого момента несколько лет всё было однообразно: КуАЗ и оба АРЗ - №400 и №411 выпускали Ту-154 одинакового внешнего вида образца 1978 года. Так продолжалось до мая 1981 года, когда классическую окраску подвергли изменениям (см.предыдущую статью). При этом история с трафаретами повторилась и теперь уже на двух авиаремонтных заводах. Чтобы как-то быть похожим на вариант 1981 года, 400-й завод вернулся к старым трафаретам, по которым он выполнял ремонт в 1976 – 1978 гг., а 411-й завод продолжал выпускать самолеты по трафаретам образца 1978 года с округлым шрифтом. Таким образом, в 1981 году сложилась ситуация, когда Ту-154 красили одновременно в три разных стандарта: на заводе №400 – в заводской вариант 1974 – 1978 гг., на заводе №411 – в заводской вариант 1978 – 1981 гг., и сам КуАЗ выпускал новые и отремонтированные Ту-154 в самом современном варианте от 1981 года. Поэтому первая половина восьмидесятых годов характеризовалась разнообразием самолетов на перронах советских аэропортов. В крупных гаванях можно было одновременно встретить Ту-154 всех четырех вариантов окраски!

Ту-154Б-2 78А299, окрашенный на заводе №400 в 1984 году по схемам 1974-1978 гг. Фото моё, первоначально размещено мною в галерее flightpix.org.
Ту-154Б-2 78А299, окрашенный на заводе №400 в 1984 году по схемам 1974-1978 гг. Фото моё, первоначально размещено мною в галерее flightpix.org.

Ту-154Б-2 79А373, окрашенный на заводе №411 в 1985 году по схемам 1978 – 1981 гг.
Ту-154Б-2 79А373, окрашенный на заводе №411 в 1985 году по схемам 1978 – 1981 гг.

Новые трафареты появились на двух авиаремонтных заводах почти одновременно в 1985 году. При этом схемы окраски отремонтированных Ту-154 не стали отличаться однообразием: на одном самолете могла присутствовать старая широкая надпись «Аэрофлот» и новый маленький регистрационный знак. И наоборот.

Ту-154Б-2 80А423 после ремонта на заводе №400 в 1987 году получил большую старую надпись «Аэрофлот» и маленький регистрационный знак нового типа. Фото - Дерек Хелей.
Ту-154Б-2 80А423 после ремонта на заводе №400 в 1987 году получил большую старую надпись «Аэрофлот» и маленький регистрационный знак нового типа. Фото - Дерек Хелей.

Ту-154Б-2 81А491 после ремонта на заводе №411 в 1985 году. Новая, маленькая надпись «Аэрофлот» и округлый регистрационный знак образца 1978 года.
Ту-154Б-2 81А491 после ремонта на заводе №411 в 1985 году. Новая, маленькая надпись «Аэрофлот» и округлый регистрационный знак образца 1978 года.

В 1987-1988 годах МГА СССР производил эксперименты с ребрендингом классической системы окраски. На вертикальное оперение самолетов сверху и снизу флага СССР добавлялись две горизонтальные синие полосы. В обиходе этот вариант получил название «Синехвостый». В серии Ту-154 таким образом окрасили семь самолётов: 150, 248, 300, 507, 556, 558, 566. Все эти самолёты были отремонтированы на заводе №400. Всем «синехвостым» Ту-154 регистрационный знак наносился большого размера, образца 1974 года, а надпись «Аэрофлот» на фюзеляже была как маленького, образца 1981 года, так и большого размера.

Ту-154Б-1 77А248 в экспериментальной «синехвостой» ливрее, сентябрь 1987 года. Фото моё.  Первоначально размещено мною в галерее flightpix.org.
Ту-154Б-1 77А248 в экспериментальной «синехвостой» ливрее, сентябрь 1987 года. Фото моё. Первоначально размещено мною в галерее flightpix.org.

Начиная с 1989 года и до конца применения классической схемы окраски для самолетов Аэрофлота СССР, большинство отремонтированных лайнеров выходили из ворот авиаремзаводов в окраске образца 1981 года. Без каких-либо нюансов. К 1991 году в обычный стандарт была перекрашена и часть синехвостых Ту-154.