Найти тему
Наша Психология

Мини-тренинг развития непредвзятости, безоценочности и непредсказуемости

«Самая древняя» притча

Капитан боевого крейсера обнаружил на экране локатора приближение к небольшому объекту. По радиосвязи он передал требование: «Я контр-адмирал, капитан крейсера «Фантом Удачи», срочно смените курс на 33 градуса, иначе мы снесем вас». Хриплый басок отрывисто прокашлял в ответ: «Измените курс вы, я маяк».

Потерпел ли крейсер крушение или ушел от столкновения с маяком для нас не важно. Какое свойство или качество характеризует поведение капитана: вспыльчивость, надменность, невнимательность, недальновидность? Мой вариант – предвзятость. Она не исключает все перечисленные свойства. Развивая непредвзятость, мы осознаем, изучаем и минимизируем «лихие» проявления и качества.

Если мы не выносим скоротечных оценок, то способны быть непредвзятыми, воспринимая явление целиком и со всех сторон. Тогда непредвзятость – синоним безоценочности и объективности.

Два упражнения на развитие непредвзятости

1. «Знакомый незнакомец»

Пробуйте 2-3 минуты воспринимать хорошо знакомого вам человека как «случайного прохожего, попутчика, иностранца». Но не тренируйтесь на близких и дорогих вам людях, пока не поймете в чем смысл, то есть задачи упражнения.

«Оглянись незнакомый прохожий. Мне твой взгляд неподкупный знаком!» – о чем эти строки из песни? Глубинно мы устроены одинаково.

2. «Незнакомые друзья»

Оно обратно первому. Представьте, что какой-то незнакомый вам человек или группа людей хорошо вам известны, «свои», друзья, «обычны» и вы хорошо их знаете. Следует «включать обороты» по чуть-чуть, еле заметно для окружающих.

Смысл этих упражнений – включить вашу внимательность и наблюдательность. Сначала всестороннее изучение и только потом возможны осознаваемые вами нестереотипные выводы.

Нередко мы мыслим почти автоматически, то есть стереотипно и оценочно, «без искры разумности», упуская особенности и детали поведения в словах, интонациях, выражениях глаз, чувствах, позах, состояниях людей.

Навык безоценочности необходим для дедуктивного анализа, синтеза и структурирования понятий, всей полноты нашего умственного понимания. Издалека мы видим зорче и яснее. В приближении, «под микроскопом» наблюдаем мельчайшие детали.

Если, между воспринимаемым и нашей реакцией на него появляется хоть малюсенькая пауза , «миг между прошлым и будущим», то мы, вникая в расклад сил, выбираем свою реакцию, меняем характер или линию поведения. Тогда мы становимся ненадолго объективными и думающими, творческими и непредсказуемыми.

Автор: Александр Вязигин, семейный психолог, коуч и тренер