Найти тему

Слоёный эфир

Кострома. Вид с телевизионной вышки
Кострома. Вид с телевизионной вышки

Всесильная рука рынка в те годы управляла ценами и зарплатами, институтами и заводами, колхозами и совхозами, газетами, радио, телевидением. Она же распределила эфирное время: по нечётным числам с ноля часов и до восьми утра вещание на 10-м местном канале вела телекомпания «Настя», с восьми утра и до двадцати ноль ноль в эфире была Костромская ГТРК, а с двадцати ноль ноль и до полуночи снова вещала «Настя». В полночь вещатель опять менялся – наступало время Костромского информационного телеканала, у него были целые сутки, двадцать четыре часа чётного дня. Наступал день нечётный – и снова приходила «Настя». Если в месяце был тридцать один день, эфирное время «Насти» продолжалось и после полуночи, ведь за одним нечётным днём, допустим, 31-м декабря шёл другой нечётный – 1-е января.

-2

Вероятно, найдутся люди, которые скажут, что такого просто не могло быть: зрители запутались бы в таком миксе местных телекомпаний, занервничали, заистерили, вплоть до случаев тихого, а, не исключено, что и буйного помешательства. Что тут возразить?

«Ко всему привыкает человек», - написал гуманист Тургенев, а его злейший оппонент Достоевский, внёс поправку: «Ко всему-то подлец-человек привыкает!»

Привык и костромской зритель к слоёному эфиру, тем более, что каждая из компаний на первых порах отличалась своей эфирной физиономией. Первую программу, вышедшую на городском канале в новогоднюю ночь 1993-го, ГТРК и «Настя» подготовили совместно - единственный случай сотрудничества двух медиа-структур. По форме это был клон советского праздничного «Голубого огонька», который ещё в середине восьмидесятых казался анахронизмом. В зале бывшего Дворянского собрания за небогато сервированными столиками сидели городские и областные начальники вперемежку с актёрами драмтеатра, певцами и музыкантами филармонии и, кажется, ансамблем бального танца. От речей и концертных номеров тянуло замогильной свежестью, картинка была тускловатая, но благостная и не отвечала общественным настроениям. Наступали времена тревожные, испытательные, проверочные, перечеркнувшие прежний сценарий, поменявшие и режиссуру, и декорации нашей жизни.

Митинг  в Костроме. Фото Александра Шикалова
Митинг в Костроме. Фото Александра Шикалова

ГТРК этих перемен старалось не замечать, ограничившись беглой фиксацией событий в программе новостей «Телеинфо», краеведческой программой «Прогулки по улицам Костромы», да ещё какими-то неотличимо бесцветными передачами. Телекомпания «Настя», одним из учредителей которой был выпускник истпеда Виктор Иванов, выбрала совсем другую дорогу. Иванов сначала создал кабельное телевидение в одном из плотно застроенных городских микрорайонов. Одновременно с этим он, как большинство коммерсантов того времени, занимался торговлей, наладив прямые поставки из Белоруссии в Кострому телевизоров «Витязь». Влиятельные люди помогли ему получить часть слоёного костромского эфира (не спрашивайте, как и благодаря кому).

У Иванова, в отличие от руководства государственной телерадиокомпании, была концепция телевидения. Это, кстати, особенность начала девяностых – сброшенный государством груз идеологии тут же подхватили бизнесмены разного калибра, от всероссийских до районных, уездных. Не даром у Пелевина в «Generation П » браток Вовчик Малый заказывает национальную идею

«размером примерно страниц на пять. И короткую версию на страницу. Чтоб чисто реально было изложено, без зауми».

Иванов задачи такого масштаба не ставил, но, будучи истпедовцем, понимал, что нельзя построить конкурентно способное телевидение, не обладая идейной составляющей. Он придумал развлекательно-семейный, домашний телеканал, который смотрели бы три поколения – дедушки-бабушки, родители и дети. Вечерний эфир включал в себя мультфильмы, программу для покупателей, программу о местных театральных премьерах, выставках, концертах, художественный фильм и большой выпуск новостей. Если ГТРК вела прогубернаторскую информационную политику, «Настя» поддерживала костромского мэра Бориса Коробова, у которого с администрацией области всё тянулась и тянулась необъявленная, но жестокая война.

Костромички. Фото Александра Шикалова
Костромички. Фото Александра Шикалова

Костромской информационный телеканал долго не мог выйти в эфир с собственными программами и до ноября 1993-го вёл техническое вещание. За этим благозвучным термином скрывалось самое обыкновенное видеопиратство. У одного из учредителей, директора КИТа Михаила Адрианова был друг, собравший большую коллекцию видеофильмов - фильмы Диснея, вся Бондиана, боевики, вестерны, комедии, был даже Феллини, и эротика тоже была, а как же. И всё это кино без границ и без выкупленных авторских прав, конечно, КИТ пускал в эфир на радость зрителям. Никаких политических установок владельцы канала (главным акционером был московский бизнесмен по фамилии Маслов) не формулировали – нужно было просто выполнить взятые обязательства и начать, наконец, не техническое, а собственное вещание.