В прошлом материале я начала рассказывать о Сатане и его метаморфозах. Стараниями художников и писателей к началу двадцатого века он из главного злодея стал чуть ли не главным положительным персонажем.
А, собственно, задумывались ли вы когда-нибудь, почему Сатана плохой? Что именно плохого он сделал?
Очень неожиданную трактовку я нашла у богомилов, болгарских еретиков. Богомилы верили, что Христос и Сатана - родные братья и вместе, рука об руку, строили этот мир. Правда, в те далекие времена Сатану звали не Сатаной, а Сатанаилом. В процессе строительства нашего мира Сатанаил накосячил. Поэтому Христос вызвал его на бой.
А дальше была жестокая сеча. И - внимание - в бою Иисус отсек у Сатанаила что бы вы думали? СУФФИКС.
Так он сделал брата Сатаной.
Потерямши суффикс, брат потерял и способность к творению. Поэтому стал вот этим самым нехорошим существом.
Какие молодцы болгары! Ведь эту историю можно подавать как метафору возможностей языка. С точки зрения русистики совершенно верно, что наш язык, благодаря морфемам, обладает огромной возможностью творить. Так, имея небольшой запас корней, мы можем найти название всему и, как говорит лингвист Максим Кронгауз, "одомашить" любое иностранное слово. А не было бы морфем и суффиксов, язык бы и не имел этой способности к творению.
Ну и, чтобы вы не сильно удивлялись, что Сатана строил этот мир, напомню, что он парень рукастый. Не зря дальним предком дьявола еще из языческих традиций религиоведы считают бога-кузнеца Гефеста.
В Европе верили, что именно дьявол, будучи великим мастером, строит мосты. Существует немало мостов, авторство которых приписывалось Сатане. А иногда доходило и до вовсе удивительных вещей, например, согласно популярной легенде, именно нечистый соорудил собор Мон-Сен-Мишель во Франции!
Как рассказывают экскурсоводы, как-то Сатана поспорил с архангелом Михаилом, кто лучше строит. Оба возвели нечто прекрасное, но у Михаила, само собой, получилось лучше, поэтому его собор забрали на небо, а нам оставили то, что соорудил дьявол.
Собор, конечно, освятили, никакой дьявольщины в нем больше нет, а смысл такой: дьявол, конечно, зло, но с мощной способностью к созданию нового.
Да, кстати, он еще и умное зло. Средневековые книги рассказывают кучу историй, как католические священники вызывали дьявола, чтобы тот помог разобраться в сложных текстах Аристотеля, например. Ну правильно. Дьявол же жил во времена Аристотеля? Значит, он все знает.
Подписывайтесь на мой канал, я еще не такое расскажу