Только что с тяжелым сердцем закончила читать ветку на одном образовательном форуме - крик души одной мамы "Дочь во 2 классе школы с языковым и математическим уклоном, не тянет программу, учится с двойки на тройку, ничего не понимает". "Что делать?" - спрашивает мама, - "в обычную школу, что ли, переводить?"
И на форуме все судачат, что "ох, да, что-то не тянет... в обычную школу нужно - а то в школах с уклонами "не все дети потянут..."
Знаете, это какая-то чудовищная мода современности - говорить эту безумную фразу: "тянуть программу", "тянуть учебу". Этот ребенок "тяяяяянет", а этот - "не тяяянет".
И учителя такие - соревнуются между собой - у кого больше или меньше дети "тянут".
Причем - заметили? - чем "элитнее" школа и ее уклон, тем с большим удовольствием учителя говорят о том, что "ну да, не все дети тянут мою сложную программу..."
Да и обычная районная школа порой не лыком шита - в ней программу для 1 класса тоже "не каждый ребенок потянет".
Как превратить обычную дворовую школу в "элитное" учебное заведение "с уклоном"?
Что понимается под фразой "тянуть (или не-тянуть) учебу"? Понимание материала, выполнение заданий с лёгкостью, желание учиться, отсутствие усталости.
То есть когда решение ребенком учебных задач не требует от него сверхусилий.
Откройте программу ФГОС по любому предмету 1 класса. Элементарный же материал, абсолютное большинство первоклашек приходит в школу, уже обладая знаниями, положенными по ФГОС-у к концу 1 класса.
Откройте программу ФГОС за 2, 3 или 4 классы - и вы увидите, что никакой сверх-науки там нет: всё просто и может быть понятно абсолютному большинству детей, которых последовательно обучали по программе (да, по тому же ФГОСу).
То есть "не тянуть" в началке базовую программу вроде "Школы России", казалось бы, невозможно.
"Фи, как это не круто!" - думает какой-то учитель 2 класса обычной дворовой школы, и:
- На уроке русского дает детям задания в объеме 2-3 страниц переписанного текста,
- Задает на дом посчитать 150 примеров к завтрашнему дню,
- Темы по всем предметам рассказывает максимально быстро и невнятно, и побольше - побольше
- На уроке Окружающего мира каждый второй урок требует длинный устный доклад с электронной презентацией, перебивает и шпыняет за заикания...
Это я еще не всё перечислила - но уже и этого достаточно, чтобы - ВУА-ЛЯ - учителя из "обычных" превратились в "сильных и требовательных", 10% - 20% детей "не тянули", а школа стала "элитной".
Как это работает
К сожалению, так происходит очень часто. Обычная государственная школа решает превратиться в школу "с уклоном" (допустим, математическим) - и добавляет часы преподавания предмета "уклона", а от учителей по "спец.предметам" требует задавать в два - три - четыре раза больше заданий.
Часы "спец.предмета" в такой программе увеличиваются не за счет других предметов, а накидываются сверху. Их могут называть "факультативами, настоятельно рекомендованными к посещению", бесплатными или платными - но обязательными - кружками...
Но факт остается фактом: в такой "спец.школе" ребенок, скажем, в 1 классе, вместо регламентированного Сан.Пином 21 часа в неделю будет учиться все 26, а то и все 30.
С домашкой такая же история. По официальному Сан.Пину ребенок в началке должен тратить на выполнение домашней работы по всем предметам в совокупности не более 1,5 часов - а в школе "с уклоном" будет тратить в 2-3-6 раз больше времени.
Сан.Пин по минимальному количеству уроков и домашки придуман не просто так.
Учеба - это такая же нагрузка, как поднятие штанги. Человек, занимающийся умственной деятельностью, так же, как спортсмен, тратит на "думание" ресурсы организма - и устает не меньше штангиста.
Понаблюдайте за собой: большинству людей, которым пришлось усиленно думать (например, на работе) в течение 2-4 часов, срочно хочется съесть что-то калорийное вроде булочки или шоколада.
Это мозг так пытается восполнить потраченные на думание ресурсы.
Сан.Пин по учебе рассчитан на типичные способности ребенка выдержать "думательную нагрузку" определенного объема.
Способность выдерживать умственные нагрузки не имеет никакого отношения к уму и таланту. Это - физиологическая особенность организма (мозга) конкретного человека.
Поэтому, в конечном итоге, завышенные умственные нагрузки в такой "элитной школе с уклоном" выдерживают (тяяяянут, как любят говорить) не самые одаренные и талантливые дети, а те, чьи физиологические особенности физически позволяют выдержать такие нагрузки.
Еще раз, никакого отношения к способностям и талантам это отношения не имеет. Это только про "крепкость" организма.
Про эмоциональную нагрузку
А еще есть жестокие учителя.
Услышав про "теперь вы работаете в школе с уклоном" они начинают считать своим долгом воспитать по-настоящему мужественных детей, способных стойко переносить любые невзгоды.
Они будут перебивать ребенка на докладе, постоянно делать замечания, одергивать, ругать, каждую секунду требовать идеально складной речи, полностью безошибочной записи, не давая права на ошибку или даже запинку.
Многие дети способны выдержать постоянное моральное давление со стороны взрослого?
Хочется сказать, что ни один. Но есть действительно эмоционально непробиваемые дети, способные пропускать крики и нервозность окружающих "мимо себя".
И это - не норма. В медицине это называется "эмоциональная ущербность" - состояние, требующее медицинского наблюдения или даже лечения.
Нормальному ребенку - независимо от его таланта и способностей к обучению - в условиях эмоционального давления будет плохо.
Если в такой "школе с уклоном" он столкнется с учителем, который постоянно ругает, перебивает, нервничает и требует идеала - ребенок "не будет тяяянуть". И снова - не в силу отсутствия способностей, а в силу не готовности нормальной детской психики воспринимать эмоциональное давление.
Но ведь дети в школах "с уклоном" действительно показывают лучшие результаты
Это верно.
Возьмем двух детей с одинаковым уровнем способностей, но один из которых будет более физически выносливый.
Один из них сможет физически выдерживать 4 урока в день, второй - 6 уроков в день.
Более выносливый ребенок окажется в лучшем положении: ведь если он не поймет какую-то тему за 1 урок - у него будет еще один "запасной" урок, чтобы ее понять.
Точнее - у учителя будет "резерв" в 1 урок, чтобы объяснить ребенку непонятую тему.
Более того, эти дополнительные уроки можно использовать для того, чтобы дать ребенку дополнительную тему - мноооого дополнительных тем.
Таким образом, более физически выносливый и морально непробиваемый ребенок в масштабах года выучит гораздо больше, чем настолько же талантливый, но менее выносливый ребенок. Отсюда и разница.
Получается, что пренебрежительное "не тяяянет" чаще всего касается детей с крепким здоровьем, физиологической стойкостью и эмоциональной ущербностью (в медицинском смысле), а не к таланту.
... я не просто так написала "чаще всего", потому что
Иногда бывает так
Бывают классы, в которых все дети поголовно "тянут". Всем классом учатся на пятерки, спешат на уроки и расстраиваются, что снова наступили каникулы.
Открывают в себе новые таланты, внезапно обнаруживают у себя на год более глубокие знания по русскому, сами просятся на школьный кружок по высшей математике.
При этом учатся в школе регламентированный 21 час в неделю, а на уроки дома тратят максимум часик.
Как же так? Может, это набрали в класс супер-талантливых отборных учеников?! Выбирали - выискивали по всей России самородков?! Применили какую-то особую технологию обучения с вживлением проводков в мозг и волшебной таблеткой?!
Ничего особенного. Просто учительский талант.
Оказывается, для того, чтобы получить невероятные результаты во всем классе, вовсе не нужна нечеловеческая нагрузка на мозг ребенка.
Достаточно талантливого терпеливого внимательного учителя... и немного родительского внимания. Учителя, который сможет простыми словами, увлекательно и понятно рассказывать. И родителя, который проследит, чтобы ребенок не поленился сделать свою коротенькую домашку.
И вот уже речь про "не тянет" вовсе не идёт. А про результаты, сопоставимые с "тянущими" в супер-пупер школе - очень даже.
От талантливых учителей дети, не надрываясь по 60 часов в день в "элитной школе", выходят не только более подготовленными, но и более уверенными в себе - ведь над ними не висит дамоклов меч, требующий учиться 24 часа в день, чтобы "тянуть" неадекватную программу.
Немного про платные и "сильные" школы
Талантливые, невероятные учителя есть в любой школе.
Но талантливый учитель - это, в конце концов, человек, который хочет хорошо зарабатывать и получать хорошую оплату, по достоинству оценивающую его результаты.
Как и любой нормальный человек, талантливый учитель ищет лучшую работу. И... чаще всего оказывается в спец.школе или платной школе, где платят в полтора - три раза более высокую зарплату, чем в государственной.
Специалисты по кадрам в платных (или как их порой принято называть "элитных" школах) специально выискивают уникальных учителей и приглашают к себе на большие зарплаты и бОльшие возможности.
Поэтому, да - это правда, что в хороших спец.школах и платных школах гораздо больше отличников и детей с уровнем знаний выше среднего.
Нюанс лишь в том, что, как правило, эти дети не вынуждены "тянуть". У них нет тонны домашней работы и 40 часов в неделю присутствия в классе. Их просто очень хорошо учат в рамках нагрузки по Сан.Пину.
Как резюме
... на случай, если вы размышляете про перевод ребенка в спец.школу или уже столкнулись с ней и проблемами в учебе.
Обратите внимание, что в Действительно Хороших школах нагрузка по урокам и домашке соответствует Сан.Пину. Учителя НЕ задают тонны домашних заданий, а обязательных (как бы не обязательных, но Обязательных) дополнительных занятий нет.
При этом ребенок с удовольствием идет в класс и хорошо (действительно хорошо) отзывается о своем учителе, а уроки по всем предметам учит за час - полтора. А при ближайшем рассмотрении видны и знания, которые ребенок приносит из школы.
Тревожный звоночек, если:
- Вам говорят, что "учитель у нас строгий и требовательный", а на поверку оказывается, что речь идет про агрессивного и неуравновешенного человека, не дающего ребенку права на ошибку и ругающего за запинки при устном ответе.
- Ребенок в первом классе приносит в качестве домашки десяток задач, пол-страницы примеров, переписать текст длиной в страницу, выучить стихотворение и сделать презентацию - и всё к завтрашнему дню.
Может, не так много - но суть вы поняли: работы более чем на 2 часа без перерыва. Хотя... про такое я тоже слышала... в какой-то неадекватной "элитной" школе.
- При поступлении в школу вам говорят: "Приготовьтесь к большим объемам домашней работы".
- В школьном расписании вы видите заметно бОльшее количество уроков, чем требует Сан.Пин. Даже если вам говорят, что всё "сверх Сан.Пина" - это "рекомендуемые" занятия.
21 час в 1 классе и 23 часа со 2 по 4. В старших классах побольше, конечно.
И, конечно, читайте отзывы: если в отзывах находите слова "тянет" - "не тянет", "не все тянут", "мой-то тянет" - это ЛЖЕ хорошая школа, в которой учителя и родители реализуют свои амбиции ценой физического и психического здоровья ребенка, давая ему чрезмерные нагрузки.
И напоследок повторю - уникально талантливые учителя есть В Любой Школе, не обязательно той, которая назвала себя "супер-пупер-элитарный-спец-лицей".
Возможно, именно в вашем дворе стоит школа, в которой работает учитель, способный, не уморив ребенка, превратить его в победителя олимпиад и успешного специалиста.
Выбирайте не школу, а учителя. И забудьте, Бога ради, это слово "тяяяяянет".
У меня на сегодня всё. Легкой учебы вашим детям!
________________________________________________________
Мой блог про японскую методику обучения детей KUMON читайте по ссылке https://kumon-deti.com .