Термин "путь героя" возник в результате анализа Джозефом Кэмпбеллом структуры разных мифов и создания им концепции "мономиф". Этот мономиф описывает стандартные испытания, которые проходит главный герой, чтобы в итоге достичь своей цели. По мнению Кэмпбэлла, в мифах отражается коллективное бессознательное, поэтому любая история (в том числе ваша презентация о компании), созданная по модели "путь героя", рождает сопричастность и обречена на успех.
Кэмбэлловский "путь героя" включает три основных стадии :
1 ☑ Сначала должна состояться сепарация героя с социальным миром, разрушение социальной роли, конфликт с культурными традициями. Герой видит знаки, слышил зов и пускается в странствия с целью обретения себя.
2 ☑ Потом наступает промежуточная стадия, в течение которой концепция новой жизни подвергается сомнению, критике, но при этом все-таки трансформирует геооя раз и навсегда. Все прежнее "умирает", чтобы герой переродился в новой ипостаси.
3 ☑ Финальная стадия предполагает возвращение домой в новой роли, более масштабной и значимой (например, в роли бога или вождя).
Эти три стадии раскладывают на разные фреймворки (их около 12 вариантов), которые потом используют для сторителлинга. Да-да, сюжетные линии любого фильма построены на мономифе, иначе нам неинтересно. Самый известный фанат Кэмпбелла - Джордж Лукас и его "Звездные войны".
Так вот, компания Pixar ("История игрушек", "Корпорация монстров", "В поисках Немо") использует такой вот нарратив:
➡ Герой обнаруживает себя в новых условиях жизни, в непонятных обстоятельствах, с которыми он в сильном моральном конфликте. Он пускается в путь, чтобы реализовать свою важную потребность: найти себе место в новом мире, примириться с новыми обстоятельствами. Всю дорогу герой пытается сопротивляться изменениям, у него ничего не выходит и в итоге случается инсайт: оказывается, что новый мир не враждебен и в нем можно даже остаться немного собой (хотя что-то все-таки надо поменять).
Компания Disney ("Русалочка", "Алладин", "Король-лев", "Моана", "Фроузен") создает мультики по другому фреймворку:
➡ У главного героя рождается зов внутри, он чувствует, что он не такой как все с рождения. Он пускается в путь, полный надежды изменить мир, готовый ко всему новому. Конечно, он встречает кучу препятствий и порой падает духом, но в итоге находит надежду с помощью друзей и наконец-то меняет свою роль, переживает перерождение.
Мне кажется, эти два сценария очень характерно описываю в целом то, как по-разному люди проходят через изменения.
А какой путь вам ближе?