Трудовой подвиг, бегство и "свадьба в ночнушке", - несколько оригинальных и не очень методов, которыми могли воспользоваться должники в Британии времен королевы Виктории, чтобы улизнуть от долговых обязательств.
Это сегодня должники, переписав свое имущество на близких родственников, могут преспокойно проживать в роскошных квартирах, разъезжать в дорогих машинах и даже посещать курорты (в России, правда - только в пределах Родины), а в викторианские времена нравы были строже, и кредиторы могли отправить должника в долговую тюрьму - специализированное учреждение, которое должник не мог покинуть до тех пор, пока не выплатит долг.
Долговая тюрьма и работный дом были настоящими "страшилками" викторианского общества. Интересно, что пребывание в долговой тюрьме было платным. Причем, если в России проживание должника в "яме" оплачивал кредитор, то в Великобритании позаботиться о жизнеобеспечении несчастного должны были его близкие. Заключённым самим приходилось думать о своём пропитании и одежде. Тюрьма предоставляла им только койку и крышу над головой. Весьма правда приличную, для тех, кто мог за этот "комфорт" заплатить.
Так, в самой знаменитой долговой тюрьме Великобритании - Маршалси имелись пивной бар и несколько магазинов, где продавали свечи, мыло и продукты. Заключенные могли воспользоваться услугами портного и парикмахера, за деньги можно было пригласить врача или даже купить себе временный пропуск на свободу. Для тех же кто не мог эту "роскошь" оплатить Маршалси не многим отличался от загона для скота, в котором и кусок хлеба давали не каждый день. Причем угодить туда можно было за долг всего в 40 шиллингов (месячный заработок бедняка).
Вообще-то в викторианской Англии существовал закон о банкротстве, согласно которому должник мог объявить себя банкротом, дав при этом клятву, что все его имущество не превышает все те же 40 шиллингов. Но к этому способу списания долгов викторианцы прибегали крайне редко.
Во - первых вплоть до 1861 года закон распространялся только на аристократию и купечество, а во - вторых подача заявления о банкротстве стоила 10 фунтов стерлингов - сумма для рабочего человека совсем неподъемная и зачастую многократно превышавшая размеры самого долга.
Но в арсенале должников были и другие методы. Самый надежный метод избавиться от долгов - это их выплатить. Известно, что представителей творческих профессий долги и жизненные неурядицы порой мотивировали к плодотворной работе. Так, Достоевский, и Диккенс написали свои самые известные романы, пытаясь избежать ига долговой тюрьмы.
Для тех же, чьи профессиональные навыки не позволяли преодолеть размеры имеющихся долгов, был другой метод - бегство. Во времена правления королевы Виктории Новый Свет радостно принимал в свои объятья всех, кто отваживался покинуть Родину и искать счастья на другом берегу Тихого или Атлантического океанов. Отбывающим к чужим берегам не нужно было практически никаких документов, только деньги на билет.
Интересно, что в целом довольно низкий правовой статус сделал женщин менее уязвимыми для кредиторов, чем мужчин. Все дело в том, что викторианское законодательство долго не признавало за женщиной права на самостоятельное имущество, а, следовательно, женщина и не могла нести имущественную ответственность, расплачиваться за нее должен был муж, который далеко не всегда бывал в курсе шоппинг-пристрастий своей жены.
Следует участь, что торговля в кредит в Англии тех лет была очень широко распространена. Аристократы вовсе презирали оплату наличными и практически 80 процентов продаж в самых дорогих и фешенебельных магазинах Лондона производилось в кредит. При этом выбить оплату из богачей порой было сложнее, чем из бедняков.
Очень показательно в этом плане дело "Джолли против Риз". В 1864 году лондонский торговец тканями Джолли подал в суд на миссис Риз, которая задолжала ему кругленькую сумму за роскошные ткани для дорогих нарядов. Муж подсудимой отказался платить по счету под тем предлогом, что не разрешал жене совершать столь крупные покупки и использовать кредит, а если торговец поверил супруге на слово - так это его вина. Суд встал на сторону должника и торговец остался "с носом".
Дело "Джолли против Риз" показательное, но далеко не единственное. В 1880 году мистеру Шарпу удалось избежать оплаты счета в 12 фунтов в пользу магазина "Уайтлис", где его жена приобрела котиковую шубу. Мистер Шарп доказал в суде, что при его заработке в 300 фунтов в год шуба такой стоимости - непозволительная роскошь, которая приобреталась без его ведома и прямого согласия. Суд встал на сторону мужа даже несмотря на то, что миссис Шарп была полностью на стороне магазина и заявляла, что неоднократно просила у мужа денег на покупку зимних вещей, каковыми и является вышеозначенная шуба.
Викторианские судьи были весьма благосклонны к мужьям, не желающим оплачивать чрезмерно роскошные покупки своих жен. Подозреваем, что это во многом связано с тем, что у судей тоже были жены, любившие спускать деньги на шляпки и платья.
Самый оригинальный способ списания долгов имелся в арсенале незамужних девиц. Для очистки кредитной истории им нужно было просто выйти замуж. Правда на церемонию бракосочетания надлежало явиться в нательной рубашке и босиком. Это освобождало и саму новобрачную и ее будущего мужа от уплаты всех долгов девушки, накопленных ею в девичестве.
Несмотря на всю строгость викторианских нравов "свадьбы в ночнушке" оставались весьма распространенным явлением вплоть до XIX века. В 1794 году некая леди из Бирмингема даже отправилась под венец не в сорочке, а голышом - долги, накопленные девушкой были столь внушительны, что она решила действовать наверняка.
В целом же викторианцы верили, что долги - это великий грех и бедные беды не случайно, а потому, что они ленивы и расточительны. Именно поэтому мы выбрали в качестве иллюстраций к этой статье работы Джеймса Тиссо, которые стали практически символом благородной и сытой респектабельности. Все те, кто прозябал в Маршалси на хлебе и воде мечтали жить именно так, как герои этих картин.