Вкратце напомню сюжет этой сказки. Один Принц из бедного королевства решил посвататься к Принцессе из соседней империи. В качестве подарков он преподнес самую красивую розу в королевстве (выраставшую раз в пять лет) и соловья с самым красивым голосом. Принцесса, мягко говоря, подарков не оценила. Тогда он решил ее проучить. Переоделся и нанялся свинопасом, а после стал изобретать - сначала музыкальный горшочек с некоторыми другими функциями, а потом - трещотку, играющую самые разные мелодии. Принцессе они очень понравились, но взамен он потребовал множество ее поцелуев. Принцесса нехотя согласилась. Но неожиданно пришел ее отец, которому эта картина так не понравилась, что он выгнал из империи обоих. Тут-то Принц и показал свое лицо во всех смыслах - сказал: "Теперь я только презираю тебя! Ты не захотела выйти за честного принца! Ты не поняла толку в соловье и розе, а свинопаса целовала за игрушки (в другой редакции - за безделки)! Поделом же тебе! " и не пустил к себе.
По мнению Андерсена, глупая Принцесса, умевшая играть на фортепиано только одну мелодию, и то одним пальцем, выбрала вместо настоящих ценностей мнимые и была за это наказано. Но прав ли он? Может быть, здесь все наоборот?
Да, она очень некрасиво поступила с подарками Принца. Но не потому, что она была глупой. а в силу возраста и неправильного воспитания. Но она подарила Принцу кое-что большее. Во-первых, из-за желания проучить Принцессу, он стал изобретать. Он создал интересные вещи в полевых условиях. Во-вторых, Принцесса пришла к выводу, что интересные вещи может создать не только какой-нибудь придворный механик или заграничный мастер, но и соседский свинопас, за что его надо поощрять - пусть даже таким своеобразным способом, кому что. Очень ценные выводы. дорогого стоят, не все те, кто считаются умниками, до них доходят!
Тогда кто же здесь глупый? Во-первых, Император, который прогнал свою дочь, хотя мог бы наказать по-другому (например, выдал бы замуж за того, кого посчитал бы нужным). И, во-вторых, конечно же, Принц, несмотря на богатый внутренний мир и талант изобретателя. В сказке говорится, что он жил в бедном королевстве. Но если бы он использовал свой талант, то вещи, в основе которых лежали его изобретения, могли продаваться по всему миру и королевство жило бы лучше Швейцарии с ее часами. Если бы он принял Принцессу, она могла бы ему советовать, в каком направлении изобретать. А для массового производства пришлось бы развить промышленность. Дальше - больше. Появились бы "игрушки" и для взрослых - паровозы, пароходы, дирижабли, автомобили и еще многое, чем был богат 19 век, когда действие сказки и происходит. Промышленность развилась бы еще сильней. Принц и Принцесса втянулись бы в это дело еще глубже. Да, у таких людей как Принцесса есть недостаток - они не могут долго ждать результата. Но, возможно, по мере взросления и развития она бы его преодолела. Но, как бы то ни было, она дала бы всему этому толчок. Как минимум, это стоит ордена.
Но "бы" мешает. Принц ведь не оценил собственных изобретений, но при этом осудил за то, что "не поняла толку в соловье и розе". Но чтобы срезать розу и поймать соловья большого ума не надо (в отличие от технического творчества) - Принц мыслит категориями сырьевого придатка. Но раз ему не нравятся его же изобретения и "глупая" принцесса, его поощрявшая, тогда ему понравится цинский Китай того времени. Там знали толк и в розах, и в соловьях, но при этом промышленно и технически были очень отсталы. Это закончилось поражением в Опиумных войнах и раздиранием на части более развитыми государствами.
Желаю всем "свинопасам", кулибиным, "левшам" и пр. встретиться с подобными "принцессами", т.е. теми, кто их оценит и поможет им хотя бы ради собственного развлечения и любопытства. С Днем космонавтики!