Найти в Дзене
История и истории

Железная семерка. Как сложилась судьба телохранителей Александра Великого

Оглавление

Александр Македонский отдал богу душу в 323 году (здесь и далее до нашей эры) от лихорадки Голубого Нила (или от яда, но это маловероятно), а мог погибнуть за два года до этого от вражеской стрелы. В 325 году во время Индийского похода при штурме города строптивых и воинственных маллов Александр первым поднялся на стену и первым же спустился в город. Его окружали лишь три храбреца - Абрей, Леоннат и Певкест. Вчетвером они долго отбивались от врага, потом Абрей погиб, а Александр получил ранение в грудь, "стрела как гвоздь связала панцирь с телом", пишет Плутарх. И Леоннат с Певкестом укрывали потерявшего сознание и истекающего кровью царя своими щитами, пока не подоспело подкрепление.

Штурм города маллов.
Штурм города маллов.

Рана оказалась не смертельной, через неделю Александр уже сел на коня, а через месяц войско отправилось дальше покорять индийские долины. А Певкест после той истории за проявленное мужество был удостоен великой чести: он вошел в число избранных - стал членом элитного отряда царских телохранителей, соматофилаков. Их, телохранителей, всегда было семеро, с момента восшествия Александра на престол, и, кстати, Леоннат, входил в их число. Но ради Певкеста Александр поломал традицию - он расширил отряд до восьми человек.

Семеро первых

История соматофилаков, по всей видимости, начинается в 336 году. После того, как от кинжала заговорщика Павсания погиб Филипп II, Александр с подачи своей матери Олимпиады окружил себя семеркой самых преданных и доблестных бойцов.

Первый список соматофилаков был таков:

Аристон, сын Писея;

Лисимах, сын Агафоклея;

Пифон, сын Кратея;

Балакр, сын Никанора;

Арриб;

Деметрий;

Птолемей.

Александр в битве при Гавгамелах.
Александр в битве при Гавгамелах.

Всех этих людей объединяло высокое происхождение, воинская доблесть, а также близкое знакомство с Александром. Большинство из будущих телохранителей с маленьким царем еще играли в песочнице. Но не все. Вероятно, для того, чтобы сплотить нацию, при выборе соматофилаков применялся географический принцип: если Аристон и Лисимах были из столичной Пеллы, то, к примеру, Пифон и Птолемей представляли горную Верхнюю Македонию. Особняком в списке выглядит фигура Арриба. Он был не македонянином, а эпиротом, а попал в "великолепную семерку", скорее всего, благодаря протекции Олимпиады, принадлежавшей к царскому роду Эпира. Также обращает на себя внимание отсутствие в первоначальном списке телохранителей ближайших к Александру людей - Гефестиона и Кратера. И если первый со временем войдет в число соматофилаков, то любимца всего войска Кратера там не будет никогда.

Будущие диадохи

Судьба соматофилаков сложится очень по-разному. Трое - Лисимах, Аристон и Пифон - останутся в отряде вплоть до смерти Александра. Впоследствии Лисимах и Пифон примут самое активное участие в войнах диадохов, а Лисимах и вовсе окажется среди победителей этой мясорубки - в 306 году вслед за Антигоном Одноглазым он провозгласит себя царем. И до 281 года будет править Фракией и несколько лет Македонией, пока не погибнет в битве с войсками Селевка Никатора.

Пифон после смерти Александра встанет на сторону регента Пердикки (к слову, также соматофилака - с 330 года), однако, видя, что поход регента против сатрапа Египта Птолемея, сына Лага терпит крах, переметнется к заговорщикам и станет одним из тех, кто получит дивиденды от предательского убийства Пердикки. На короткое время Пифона изберут регентом, однако позже он удалится в Мидию, которую получит в качестве сатрапии. Позже он примет участие в т.н. Второй войне диадохов, поддержит Антигона Одноглазового в его борьбе с Эвменом, но в 316 году будет казнен по приказу того же Антигона.

Аристон переживет Пифона всего на один год. Он также был на стороне Пердикки, а после убийства последнего отправился в Грецию, где служил верой и правдой вначале стороннику единства империи Полисперхонту, затем матери Александра Олимпиаде. В 315 году попал в плен к Кассандру, после чего был обезглавлен.

Александр и Гефестион смотрят на раненого при Гидаспе царя Пора. Картина Шарля Лебрена.
Александр и Гефестион смотрят на раненого при Гидаспе царя Пора. Картина Шарля Лебрена.

У других телохранителей "первого призыва" не столь богатая биография. Самый короткий путь был отмерен Птолемею, командовавшему элитным отрядом гипаспистов. Он погиб при осаде Галикарнаса уже летом 334 года, через несколько месяцев после высадки Александра в Азии. Для Балакра Восточный поход закончился в 333 году. Разгромив персов при Иссе, Александр назначил своего телохранителя сатрапом только что покоренной Киликии. Впоследствии вместе с Антигоном Балакр участвовал в покорении Малой Азии, а в 324 году погиб в бою с писидийцами. Эпирот Арриб дошел с Александром до Египта, где скончался от болезни в 332 году. Трагична судьба Деметрия. В 330 году он был обвинен в заговоре вместе с сыном Пармениона Филотой и отправился на эшафот.

На место павших или ушедших на другую должность приходили новые соматофилаки. Птолемея заменил любимый друг Александра Гефестион. Балакра - Менес из Пеллы. Место Арриба занял Леоннат. В 330 году, накануне похода в Среднюю Азию, список снова обновляется: вместо казненного за измену Деметрия и отправленного в Европу Менеса среди телохранителей появляются будущий регент Пердикка, а также Птолемей, сын Лага, впоследствии - родоначальник династии царей Египта.

Последнее изменение в списке произошло в 325 году, когда восьмым соматофилаком стал Певкест, который, кстати, после смерти Александра также активно участвовал в войнах диадохов.

Очевидно, что телохранители не только и не столько занимались физической охраной царя, для этого, думается, хватало крепких воинов. Да, как правило, соматофилаки были всегда рядом с Александром, что продемонстрировал случай в Индии, где отличились Певкест и Леоннат. Однако не менее важную роль телохранители играли и как ближайшие соратники, которым можно было поручить командование воинским подразделением и даже проведение самостоятельной боевой операции. В этой роли больше всего отличились Пердикка, Гефестион и Птолемей, сын Лага. Хотя лучшими полководцами после царя все-таки были люди, которые никогда не входили в отряд телохранителей, - вначале соратник Филиппа II старина Парменион, а затем неустрашимый Кратер.

Алексей Денисенков

Подписывайтесь на канал История и истории!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Железная фаланга Кратера. Как воевали македонские ветераны. Часть I

Железная фаланга Кратера. Как воевали македонские ветераны. Часть II