Найти тему
газета "ИСТОКИ"

СИЯНИЕ СВЕЧИ В СУМЕРКАХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Для читателя важно уяснить, а кто является хищником в глазах Хадии? Вспомним разговор Хадии с Такыем:

« Ты одна? – Такый испытующе взглянул на Хадию и присел рядом. Снял ружье с плеча, положил на колени.

Охотишься?

Какая охота среди лета.

Тогда зачем ружье?

А оно так, для самозащиты.

От кого защищаешься?

От хищников. А ты разве не боишься бродить одна по горам?

Хищников я не боюсь.

А кого же ты тогда боишься?

Людей, ответила она прямо».

Да, для Хадии люди и есть хищники. Кто отвратил ее душу от людей? Несомненно, это – хищник Махмут. Дочь Миляш рождена от зверя по имени Махмут, черты ее лица схожи с его обликом. Эту тайну она не может раскрыть перед Зубайдой, так как Махмут и Зубайда – родные брат с сестрой. Когда родился внук Аюхан и зять предложил назвать его Махмутом, Хадия побледнела от одного упоминания этого имени. Больше всего ее душу терзала мысль: «Надо же было такому случиться, что отец Миляш оказался родным братом матери зятя. Кровь этого зверя Махмута вновь смешалась с кровью моих детей… Как тесен мир…»

Почему Хадия защищает медведей, говорит внуку, что медведь – его брат? Дело в том, что согласно народной мифологии те, кто питался молоком одной матери, становятся молочными братьями. А ведь так и было: Хадия поила медвежонка водой, разбавленной на собственном грудном молоке…

Образ Хадии, испытавшей неимоверные тяготы, не склонившей головы перед ударами судьбы, не испугавшейся суровых природных условий, вырастает в наших глазах до высот мужества и бесстрашия. Она становится яркой звездой рядом с другими литературными образами в современной башкирской прозе. Ее лучи высвечивают немало поучительного.

Повесть «Кровь хищника» – новое явление в башкирской прозе. Новизна ее кроется не только в поэтике произведения, выразившейся в сюжете, системе образов, средствах повествования и выразительности, она заключена и в самой теме, идее. Злободневность темы, глубина – вот суть, ценность и жизненность произведения. Автор обращается к человечеству с призывом сохранять чистоту крови, отстаивать здоровье духа и многовековой памяти. Опасны не медведи и другие хищники, обитающие в дикой природе, человечеству грозят напасти пострашнее: алкоголизм, наркомания, СПИД, ставшие трагедией наших дней. Если посмотреть глубже, нас окружает множество других опасностей. Варварское уничтожение природы оказывает пагубное влияние и на физиологию человека, являющегося неотъемлемой частицей той самой природы.

Времена изменились, Человек теряет потребность общения, свой коммуникативный потенциал. Неужели люди, некогда бывшие друг другу братьями и друзьями, превращаются в хищников? Мне кажется, высказывания Хадии «Махмут – зверь», «Я хищников не боюсь, боюсь людей» весьма поучительны. Внутренний смысл повести «Кровь хищника» заключен именно в этом.

*  *  *

Что связывает судьбы Зубайды и Хадии? Только ли общий внук Аюхан? Кровожадный Махмут – конокрад, убийца, преступник. И этот человек – родной брат Зубайды, отец Миляш, дочери Хадии. Вот основа родственных связей двух бабушек, их взаимоотношений. В Асанае никто, кроме Хадии, не знает о том, что сын Зубайды, Мунир, не погиб на войне, а дезертировал и лишился жизни на помещичьем хуторе. Эта общая тайна тоже крепко связала двух женщин. Болтунья Зубайда иногда ненароком выдает свои секреты. Давайте обратимся к произведению:

«В ответ на слова Попугаихи Гайши: «Ты приняла Аюхана как собственного внука» Зубайда опрометчиво ответила: «Он и есть мой». Когда вокруг поползли слухи, попыталась исправить ситуацию, да шило уже проткнуло мешок. Хорошо еще, вскоре забыли этот случай. Времена были трудные, некогда было сплетнями заниматься. А ведь слухи могли бы и разрастись».

Чтобы не разоблачили дезертирство сына, та же Зубайда повернула молву в другую сторону, распуская слухи, что Хадия в хуторе жила с медведем. Новые сплетни пришлись по душе жителям Асаная. Оттуда и пошли слухи о «крови хищника» и появилось прозвище «Медведь».

Сила сияния свечи, или поэтика произведения
Сила сияния свечи, или поэтика произведения

Наверное, можно пересчитать количество волос на голове. А вот сосчитать, сколько лучей отходит от горящей свечи, вряд ли. Точно так же невозможно точно и полностью отметить все языково-стилевые средства, определяющие художественное содержание описываемого мной произведения. Тем не менее, считаю необходимым остановиться на поэтической сути души его автора.

Произведение находит путь к сердцу читателя через свое внутреннее содержание. А это самое содержание выражается словом, фразой, предложением, т. е. текстом, который строит само произведение. Их можно было бы назвать ключом к произведению, или же образом автора. Именно вокруг этого образа происходит развитие событий художественного произведения (как в прозе, так и поэзии). Без него и содержание, и сюжет получаются разбросанными, пестрыми. Главная идея произведения остается нераскрытой. Иногда это ключевое слово находит отражение в названии произведения, если образ автора состоит из одного или двух-трех слов.

К примеру, в другой повести Гульнур Якуповой «Мосты» образ автора содержится в самом названии произведения. И это слово отражает его внутреннее содержание. Образ «моста» концентрирует вокруг себя все события и развитие сюжета повести. А вот в «Крови хищника» дело обстоит немного иначе. Тут ключевое слово, то есть образ автора отражен в названии повести лишь наполовину. Поэтому ключевое слово произведения автор вкладывает в уста Залии – она говорит: «в вас присутствует кровь хищника». И дальнейшие события повести происходят вокруг данного ключевого слова.

«В вас присутствует кровь хищника». Жуткий ключ. И только ли ключ? Скорее, это новость, забрасывающая «наживку» для читателя. Сюжет и композиция очень четко и стройно подчинены этому образу. Сколько бы ни пыталась Молчунья Хадия, которой уже за девяносто лет, скрыть свое прошлое, непростые повороты своей судьбы, ей это не удалось. У народа зоркий глаз и острый слух, замечает даже то, чего нет. Особенно способны на это женщины. Как гласит пословица, они слышат, как жует змей под семью слоями земли. Интересно, откуда в них такая чуткость? Какая сила дает им эти знания? Чем отличается женская сущность?

Мне думается, это данность самой природой, как и чувство материнства. Укреплению этой чуткости служат грудное молоко (белое), к которому требуется бережливое отношение, так как белый цвет считается священным, способность к деторождению, придающее женщине чувство ответственности, а также длинные волосы, олицетворяющие крепкую связь с окружающим миром, с космосом.

«Главный мой герой – мать-природа», – говорит автор. Что же она подразумевает под этим словом? Природа – понятие весьма широкое. Давайте попробуем представить всю эту широту. Для человека природа – это весь материальный мир, что окружает его, все предметы и явления. А кто такой человек по отношению к природе? Разве он сам не из той же самой природы? Если главный герой «Крови хищника» – Природа, то ее олицетворением в повести, несомненно, является Молчунья Хадия.

Понятие экологии в греческом языке появилось от слова “оiкоҫ” (дом, жилье, жизнь). Говоря о природе, экологии, мы в первую очередь должны иметь в виду человека, являющегося одним из неотъемлемых частиц природы. Следовательно, именно взаимоотношения биосреды и человека стали основой возникновения понятий природа и экология. Понятие биосреды соотносится с понятием экологии. Значит, взгляд на экологию тоже должен измениться. Мы также вправе называть биологическое, психологическое и социологическое положение человека одним словом – экологией или биосредой. Можно сказать, Гульнур Якупова верно почувствовала суть Героя своего произведения. Хадия и есть природа. Они обе живые, Хадия берет силы и решимость, черпает волю к жизни в милосердии и суровой справедливости окружающей природы.

Благородное дитя природы Хадия по воле судьбы остается одна на помещичьем хуторе. Ей помогают выжить природный ум, интуиция и навыки выросшего в естественной среде человека. Обстоятельства подвергают девушку различным испытаниям. Она старается в любой ситуации оставаться человеком, надеется когда-нибудь оказаться в людском обществе, вернуться в Асанай. Живя в хуторе она была в курсе всех событий, происходящих в Асанае и в целом в стране, благодаря странникам, случайно забредавшим на огонек.

Гульнур Якупова оживляет повествование народными обычаями и традициями, обрядовыми канонами, усиливая художественность произведения. Давайте вспомним некоторые из них. Аюхан открывает сундук бабушки Хадии:

« В белом свертке на самом верху лежит “смертное” бабушки. Она уже не раз обновляла ткань на саван, полотенца и платки для хаира. Слава Аллаху, она перешагнула за девяносто » .
« В белом свертке на самом верху лежит “смертное” бабушки. Она уже не раз обновляла ткань на саван, полотенца и платки для хаира. Слава Аллаху, она перешагнула за девяносто » .

«– Суставы ноют, похоже, надвигается буран, жаловалась старушка в тот день... »

« Хадия замечала: накануне разных опасностей менялись краски мира. В тот день тоже поднялся пронизывающий ветер, солнце изредка выглядывало из-за туч. Под вечер пошел сплошной мокрый снег, словно угрожая занести все вокруг. Пасмурный день сменился темной ночью. Наступило мрачное утро, а отца все не было... Прошли недели, он все не возвращался, пропал, словно в воду канул » .

«– Знаешь, дядя Медвежатник, говорят, на ногах у кикиморы не бывает ногтей, и поэтому в первую очередь надо ощупать ноги женщин... »

«– По всему, малыша ждет счастливая судьба, – говорила Хадия, хлопоча по дому. – Хорошо, что посеяли хлеб, вон как уродился. И корова, как никогда, принесла двух телят, не сглазить бы... »

«– Дети, надо дать имя малышу, как бы бес в него не вселился, завела однажды разговор Хадия. – Ведь ему уже почти сорок дней ».

Все это – этнокультурные единицы, прошедшие испытание образом жизни народа на протяжении многих тысячелетий. Через них автор предвосхищает дальнейшее развитие событий в произведении. К примеру, отелившаяся двойней корова. Это, по поверию, намекает на плохое, на смерть Миляш и Мунира от рук геологов. А вдруг поблекшие краски окружающей природы, резкие изменения погоды как бы предупреждают о смерти отца Хадии. Значит, этнокультурные единицы в руках писателя – это прием художественности, используемый для развития сюжета в произведении, который в то же время  усиливает его народность.

Литературный язык – это коммуникативное достояние народа. Он служит средством для общения, творчества, раскрытия, обогащения и развития материального и духовного мира человека. А кто способствует расширению границ этого достояния? Конечно же, лексикографы, ученые-диалектологи. Вместе с тем и писатели, призванные открывать горизонты языка, обязаны обогащать свое главное оружие – слово – жемчужинами местных наречий, фольклора и традиций. Именно с этой точки зрения я подробно изучил повесть “Кровь хищника” Гульнур Якуповой. И хочу отметить, что писательница внесла весомый вклад в копилку достояния культуры народа. Многие диалектные слова и выражения, использованные в произведении, могут уверенно войти в литературный башкирский язык, став его истинным украшением.

В башкирской прозе засияла еще одна яркая, немеркнущая свеча. Свеча, зажженная Гульнур Якуповой. Какова сила ее свечения? Семилинейная она, или десятилинейная, а, может быть, и тридцатилинейная? Это совсем не праздные вопросы. Есть попытки заменить художественные ценности, эстетический вкус народа дешевыми образцами зарубежных субкультур, призванными превратить человека в зверя. В этот самый момент, когда темнеет в глазах от давления на умы низкопробной литературы, читателям нужны, просто необходимы такие произведения, как “Кровь хищника”.

Творчество Гульнур Якуповой способно развеять туман в человеческих душах своими новыми произведениями с еще более широким эпическим размахом. Ей еще творить и творить, освещая мир яркой свечой своего сердца.

Рафаэль АЗНАГУЛОВ, доктор педагогических наук

__________

Из с борник а статей Р. Азнагулова «Разноцветный бисер» .

Часть первая

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!

Присоединяйтесь к нам в нашей группе в Вконтакте и Facebook