Сеть гипемаркетов "Ашан" закончила в России 2020 год с чистым убытком впервые с 2003 г. Выручка магазинов падает.
Чистый убыток ООО "Ашан" за 2020 г. - 4,8 млрд руб. (данные РСБУ, "Интерфакс"). Еще в 2019 г. "Ашан" был прибыльной компанией – за тот год сеть получила 1,2 млрд руб. чистой прибыли.
В России Ашан появился в 2002 году. Готовясь к выходу в России, "Ашан" послал французских студентов в российские семьи, чтобы «досконально изучить их потребительские предпочтения», рассказывал возглавлявший тогда "Ашан" в России Патрик Лонге.
Такой подход принес успех. "Ашан" был убыточным лишь первые два года работы в России. Уже в 2005 году чистая прибыль "Ашана" преодолела 1 млрд руб. и потом продолжала расти. А поездка в "Ашан" стала символом выходных российского среднего класса.
Что подкосило некогда лидера российской торговли?
Продовольственное эмбарго
Большая доля ассортимента "Ашана" была импортная. В 2014 г. Россия ввела продовольственное эмбарго на основные продукты питания из стран Европы и США, и "Ашану" пришлось перекраивать ассортимент. С 2015 года прибыли сети магазинов начала сокращаться.
Чехарда менеджмента
В феврале 2021 г. "Ашан" назначил нового гендиректора в России - Ивана Мартиновича. Предыдущий гендиректор, Йоханнес Толай, проработал чуть более года. Его предшественник, Франсуа Реми, руководил российским "Ашаном" около двух лет.
Коррупционные проблемы
При предпоследнем гендиректоре "Ашан" начал бороться со внутренней коррупцией сотрудников. Был создан комитет по внутреннему контролю за соответствием деятельности компании и ее сотрудников законодательству. В результате к августу 2020 г. из российского "Ашана" были уволены десятки сотрудников, писало РБК.
Отказ от имиджа самого дешевого магазина
С 2017 г. "Ашан" решил перестать быть магазином самых дешевых товаров. "Задача сейчас – дать клиентам более полное предложение в среднем и премиум-сегменте", - говорил тогда его глава.
Падение популярности гипермаркетов в целом
Основа бизнеса "Ашана" - это большие магазины, гипермаркеты. В последние годы покупатели стали предпочитать покупать продукты в магазинах у дома, а также начала бурно развиваться онлайн-торговля. В 2020 г. гипермаркеты пострадали и из-за коронавирусных ограничений. "Ашан" в последние годы почти не открывал новые магазины, закрывал убыточные точки и старался обновлять магазины.