Появления на свет дочерей особенно не ждали. Даже была поговорка: «Дочь – чужое сокровище». Уйдет в другой дом, да ещё приданое нужно ей дать. Иное дело – сын. Будущая опора, надежда на продолжение рода. На Руси, как и во многих королевствах Европы, предпочитали, чтобы семья пополнялась сыновьями.
Отношение к детям в допетровское время было двойственным. С одной стороны, желаемое событие, неизбежная часть супружеской жизни. С другой – прибавление хлопот и тревог. Расхожая поговорка шестнадцатого века: «С ними горе, а без них вдвое». Даже в колыбельных есть этот мотив – вечная материнская тревога за своё чадо.
Истоки понятны: ребёнок средневековья имел мало шансов достичь взрослого возраста. Малышей могли «приспать», случайно задавить во время сна (такая история случалась даже в богатых семьях), плюс хвори без должного лечения. Неизвестность будущего тоже вызывала опасения. Особенно, если у родителей было мало сыновей. «Матери больше любят сына, яко же могут помогати им», - гласит один из текстов XVII столетия. С дочерями всё обстояло иначе: их следовало пристроить. А значит, обеспечить каждую приданым.
Даже в именовании женщин прослеживается этот момент: зависимая единица. Во многих летописях и документах до начала XIV века у них нечасто можно найти личные имена. Или встречаются отчества - «Мстиславовна», «Глебовна» или называли по мужу - «жена Святославова». А то летописцы и просто отмечали между делом – тогда-то выдана замуж дочь, а в такое-то лето семья пополнилась ещё одной девочкой. Без всякого имени. Потому так много русских женщин Средневековья остались для нас безымянными. Не посчитали нужным записать, какое имя дала им матушка. Даже в именах княжон иногда встречаются разночтения - непонятно, как точно их нарекли. А уж даты жизни в домонгольское время известны у половины.
Чтобы дочь могла успешно выйти замуж, приданое начинали готовить едва ли не с рождения. Если утварь или сундуки могли предоставить родители, то бельё, скатерти или одеяла следовало подготовить самостоятельно. За рукоделье сажали рано, учили ткать, обрабатывать ткань и вышивать. При наличии 3-4 дочерей на выданье, даже это было серьёзным ударом по благосостоянию семьи.
Нигде точно не оговаривалось, что должна невеста принести с собой. Но «принимающая сторона» всегда рассчитывала на хороший куш. Ведь ей предстояло кормить «новенькую» всю оставшуюся жизнь. Отсюда и отношение к невесткам, только что поступившим в чужой дом – у них было меньше всего прав. Можно возразить: но ведь семья обретала работницу! Несомненно. Но пока она ещё «отработает» свой хлеб….
Конечно, всё зависело от благосостояния семьи. Если отец девушки располагал капиталом, статус невесты серьёзно повышался. Богач Шишмарёв наделил состоянием и законных отпрысков, и бастардов. Уральский промышленник Алексей Турчанинов владел миллионами, и каждой из своих пятерых дочерей выделил по тысяче крепостных, по 17 пудов серебра, не считая прочих ценностей. И нисколько не обеднел от этого. Для него дочери вряд ли были обузой. А вот Екатерина II, узнав о рождении очередной внучки (всего их было шестеро) сокрушенно воскликнула: «Много... всех замуж не выдать!». К слову, императрица ошиблась. Все вышли замуж, кроме Ольги Павловны, умершей в детстве.
Но для небогатой семьи множество дочерей было настоящей головной болью. В начале XIX века в Москве сложилась удивительная ситуация: необычайный «урожай» на будущих невест. И на них просто не хватало женихов! Филипп Вигель, их современник, записал в дневнике:
«По четвергам они соединялись в большому кругу Благородного собрания… Есть про что потом девять месяцев рассказывать в уезде!... Существовало в Москве целое сословие свах, им сообщались лета невест… Для любопытных было много пищи в сих собраниях, они могли легко заметить озабоченных матерей, идущих об руку с дочерьми и прочитать в их глазах беспокойную мысль».
Как мечтали выгодно пристроить дочерей, едко описал в комедии «Горе от ума» Александр Грибоедов. Есть в пьесе такой персонаж – князь Тугоуховский. У него шесть дочерей, и приходится немолодому и не очень здоровому отцу ездить на балы. Авось найдется суженый!
Вот то-то детки!
Им бал, а батюшка таскайся на поклон.
Танцовщики ужасно стали редки!
Разумеется, всё это не означало, что родители не питали любви к дочерям. И государи, и обычные люди, часто больше и трогательнее пеклись о них, нежели о сыновьях. Но при этом в каждом семействе отлично понимали: переступив порог мужниного дома, девушка становилась частью другого клана, приобретала иную фамилию и новых покровителей. Общение с родителями могло полностью прекратиться, если супруг увозил жену в другой город или губернию. Даже обмен письмами мог не состояться – на всё была воля мужа.
«Дочь – отрезанный ломоть», - говорили в деревнях. В семьях высшей знати тоже хорошо понимали: выйдет замуж «кровиночка», и закрутится в повседневных делах, а затем и дети пойдут… Будет ли она вспоминать о своей родне? Только если жизнь окажется совсем невыносимой. Как, например, постоянно писала в дневниках о своих близких Анна Керн. Семейный статус принёс ей только огорчения.
Дочь не могла обеспечить продолжение отцовского рода. Если фамилия угасала, в редких случаях её наследовали потомки оставшейся дочери. Например, при отсутствии наследников у князя Лопухина в девятнадцатом веке, император Александр II высочайшим указом повелел передать титул… внуку княжны Екатерины Петровны Лопухиной, которая вышла замуж за Григория Демидова.
«Дочери – чужое сокровище», - говорили в прошлом. Одарят приданым другую семью, принесут титул чужой фамилии. Подпустят к наследству или трону нежелательных особ. Вот потому-то царских дочерей из семьи Романовых в семнадцатом веке предпочитали замуж не выдавать. Вековали они в теремах, а под конец жизни шли в монастырь.
И в XVIII и в XIX веках семьям с большим числом невест было принято сочувствовать. «Видела Марию Петровну в кругу дочерей, - писала современница Пушкина, известная светская дама Долли Фикельмон, - все бледны и ждут мужа. Но интерес этот так заметен, что их обходят стороной».
#наука #история россии #свадьба #семейные отношения #женщины
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!