Уже не первое десятилетие года не проходит, чтобы на «Оскар» не номинировали фильм на тему расовой дискриминации. Да не один фильм, не два, а целую россыпь в разных номинациях. Тема в тренде! И не было бы в том никакой беды, будь все эти фильмы талантливы и обладай каждый высокими художественными качествами. Но так бывает не всегда. Частенько благородную и гуманистическую идею расового и национального равноправия представляют блеклые агитки, которые ещё и фактами манипулируют слегонца, чем ставят под сомнение собственную искренность.
В 2021-м году без антирасистских картин на «Оскаре» тоже не обошлось. В конкурсе они участвуют, в основном, в документальных номинациях. Полнометражный «Срок», о котором я уже рассказывал в тексте «Отважный осьминог, пожилой шпион и хиппующие инвалиды сражаются за золотого меченосца в оскаровской номинации», расстраивает однобокостью повествования. Историю темнокожего мужчины, который получил 60 лет тюрьмы за ограбление, рассказывает его жена, которая сама… участвовала в том преступлении. Короткометражная «Любовная песнь для Латаши» тоже огорчает лёгким умалчиванием деталей. Так, в ней не торопятся уточнять, что невинно убиенная девочка воспитывалась в неблагополучной семье и была трудным подростком, а застрелена была женщиной-азиаткой. То есть, даже если в этом случае речь шла о расизме, то точно не о расизм белых по отношению к чёрным.
К счастью, в этом году на «Оскар» номинируется и более тонкая короткометражная документальная лента, гораздо изящнее подходящая к болезненной теме. Не сразу даже и скажешь, что 13-минутный «Концерт — это разговор» тоже касается темы расизма в Америке. Просто перед камерой молодой афроамериканец просит рассказать своего деда о далёком прошлом, о том, как жилось деду в Америке 50-х годов, о том, как он стал владельцем прачечной. И из рассказа старика мы узнаём о том, что ему пришлось убежать из штата, где отношение к «цветным» было бесчеловечным, но и в более «мягком» штате беглец устроиться сумел только благодаря хитрости и смекалке.
Коротенькая, но трогательная история, без пережимов и передёргиваний рассказывает о несправедливости по отношению к чернокожим. А главное — о личном подвиге трудолюбивого человека, благодаря стараниям которого его внук получил возможность выучиться музыке, стать успешным композитором и прославиться саундтреком к известному фильму «Зелёная книга».
Да, из короткометражки мы постепенно узнаём, что молодой афроамериканец, который с недоверчивой улыбкой воспринимает некоторые детали из рассказа деда, — это Крис Бауэрс, сочинивший музыку к трагикомедии Питера Фаррели, получившей в 2019-м году 3 «Оскара» и ещё две невыигранные номинации. В 2021-м году Крис Бауэрс вернётся на церемонию вручения наград Американской киноакадемии, но уже в качестве режиссёра-документалиста.
Кстати, фильм «Концерт — это разговор» получил перевод на русский язык титрами в рамках проекта КиноРаритет. Посмотреть его с переводом можно в группе KinoRaritet в ВК.