Потребность в качественном топливе в годы Великой Отечественной войны дала своеобразный толчок к развитию нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли в отдельных регионах страны, в том числе и на территории Казахской ССР, где еще в конце 19 – начале 20 столетия было обнаружено несколько крупных месторождений «черного золота».
Летом 1942-го в городе Гурьев (ныне — Атырау) менее чем за две недели с нуля был оборудован перевалочный пункт горючего — возведен причал, построена железнодорожная ветка и проведены дноуглубительные работы. Новый объект, на котором за сутки обрабатывалось около 1 тыс. железнодорожных цистерн, позволил значительно сократить маршрут доставки столь важного груза на фронт.
В 1942 году расход топлива в среднем за месяц составлял около 220 тыс. тонн, в 1944-ом — уже в 1,5, а в отдельные месяцы и в 2 раза больше. Всего за годы войны, по некоторым оценкам, израсходовано 16,4 млн тонн. В апреле 1943-го ГКО СССР с грифом «Совершенно секретно» выпустило постановление, в котором говорилось о строительстве нефтеперерабатывающих заводов в восточных регионах страны. Это способствовало появлению целого ряда предприятий нефтяной промышленности — в Куйбышеве (ныне — Самара), Красноводске (ныне - Туркменбаши) и других местах.
Исторический для нефтяной промышленности Казахстана день
Крупный объект возводится и на юго-западе Казахской ССР: в 1943 году принимается решение о строительстве в короткие сроки НПЗ в вышеупомянутом Гурьеве, где помимо зданий и сооружений самого завода, необходимо было возвести рабочий поселок, построить железную и автомобильную дороги, ведущие к будущему предприятию. Это событие можно назвать поворотным в истории республики с точки зрения развития нефтяной промышленности.
Однако в то время, не зная еще когда закончится война, все, кто участвовал в реализации этого важного проекта, думали в первую очередь о защите родных рубежей и вкладе в общую победу, которая была бы невозможна без самоотверженности тружеников тыла.
Вклад американцев
Участвовали в возведении НПЗ и американцы, разработавшие технический проект и поставившие в рамках программы «ленд-лиз» на строящийся завод часть оборудования, основным из которых являлась установка каталитического крекинга системы Гудри. В общей сложности для нефтяной промышленности Советского Союза через дальневосточный порт США направили около 100 тыс. тонн оборудования, 30% которого предназначалось для НПЗ в Гурьево, куда поставили и некоторую спецтехнику.
Правда, «ленд-лиз» не подразумевала полностью бескорыстную помощь союзникам, что следует и из названия — с англ. — «давать в долг-арендовать». Имущество, которое сохранялось после окончания войны и могло быть использовано для гражданских нужд, согласно программе, необходимо было выкупить или возвратить. За уничтоженную во время боев технику возмещать затраты не требовалось.
Поставки по разным причинам не всегда производились в назначенные сроки, иногда доставлялась лишь часть оборудования, остальное приходилось ждать, из-за чего на некоторых объектах затягивались сроки. Бывало и так, что какой-то груз направляли не в то место. В 1944 году американские инженеры во главе с Мак-Карди, посещавшие объекты, где производился монтаж оборудования, признавали сбои с поставками.
По этим же причинам пришлось перенести сроки сдачи и нефтеперерабатывающего завода в Гурьево, куда изначально пришло менее 80% необходимого оборудования. Именно казахстанский объект произвел на американцев особое впечатление. Мак-Карди, побывавший на стройке, отмечал высокий уровень выполнения работ, а также «прекрасное обращение с материалом и оборудованием». Некоторые западные специалисты участвовали в проекте от начала до конца, оказывая необходимую помощь, связанную в первую очередь с установкой импортного оборудования.
Астрахань или Гурьев
Технический проект специалистов из США дорабатывался с учетом местных условий советскими инженерами во главе с Гавриилом Ивановичем Гореченковым, который стал впоследствии и первым директором НПЗ. Существенный вклад на стадии подготовительных работ внес 34-летний Сафи Утебаев — первый инженер-нефтяник из казахов. Будущая легенда нефтяной отрасли республики участвовал в частности в разработке технической документации.
Примечательно, что Наркомнефти СССР настаивал на переносе стройки в Астрахань, считая, что оттуда будет легче доставлять топливо на фронт. Однако руководству Казахской ССР удалось убедить центральную власть и лично И. В. Сталина остановиться на первоначальном варианте.
За стройку отвечало 3-е СУ ГАУС НКВД СССР во главе с ленинградцем Иваном Михайловичем Романовским. Было задействовано сразу несколько ведомств союзного значения, привлечено много профильных организаций разных направлений. Все это говорило о значимости реализуемого проекта.
Рождение Гурьевского НПЗ
Работы стартовали в октябре 1943-го. План первого года строительства был перевыполнен в 1,5 раза. В 1944-ом возвели завод по производству гипса и гипсоблоков и ТЭЦ для обслуживания НПЗ; построили водозабор, водовод, очистные сооружения, канализационные сети; проводились пусконаладочные работы. На следующий год велось строительство технологических установок, пожарного депо, заводоуправления и других объектов. На площадке трудилось порядка 10 тыс. человек.
Трудностей было немало. Техники, несмотря на поставки из США, не хватало. Большинство работ — рытье траншей под коммуникации и фундаменты под здания — проводилось вручную. Квалифицированных кадров не хватало — организовывали обучение. Случалось дезертирство. Возникали и другие проблемы. Однако мудрое руководство проектом и самоотверженный дух большинства участников стройки не позволили проблемам существенно повлиять на сроки и конечный результат.
Несмотря на ряд трудностей, о которых упоминалось выше и условия военного времени, Завод №441 — первоначальное его наименование — со всей сопутствующей инфраструктурой возвели менее чем за два года. В общей сложности в ходе строительства смонтировано 1,3 тыс. тонн металлоконструкций, уложено свыше 300 км трубопроводов, около 350 км электромонтажных и телефонных сетей; установлен 261 двигатель и 21 турбогенератор. В эксплуатацию завод мощностью 800 тыс. тонн переработки нефти ввели уже после окончания войны — осенью 1945-го.
В следующие годы НПЗ развивалось, став градообразующим предприятием. Гурьев из относительно небольшого населенного пункта вырос в настоящий город. В 2021 году в Атырау — неофициальной нефтяной столице Казахстана — проживает почти 300 тыс. человек. Сегодня Атырауский нефтеперерабатывающий завод — это современное предприятие с проектной мощностью переработки более 5 млн тонн в год, на котором трудится около 1,7 тыс. человек.
Читайте: НПЗ выходят на новые мощности: рождение и возрождение нефтеперерабатывающей отрасли в России