Наверняка многие люди, когда читают и слышат новости об уровне инфляции, объявленном Росстатом, думают что-нибудь вроде: "А они вообще там на улицу хоть выходят, в магазины заходили?!". Почему официальная статистика всегда получается ниже реальной, а часто - в разы ниже - кратко объясню в этой заметке.
Росстат рассчитывает так называемый индекс потребительских цен (ИПЦ), который показывает, насколько выросли цены на определенный набор товаров и услуг, произведенных внутри страны.
По информации самого Росстата в отслеживаемый перечень товаров и услуг входит более 700 тысяч позиций в более 80 тысяч организаций. Для расчета берутся цены в 282 городах, в которых проживает не менее 35% всего городского населения России. При этом схожие товары объединяются в группы (например, хлеб, электроэнергия, проезд в транспорте и т.д.). После объединения получается получается база из 556 позиций, в которую входят:
- 132 продовольственных товара;
- 287 непродовольственных товара;
- 137 услуг.
Поскольку в каждую группу входит примерно, в среднем, более 1000 позиций (700000/556 = 1259), то повышение цены лишь по некоторым позициям и даже по 100-200 позициям внутри группы практически не повлияет на результат всей группы.
Сам Росстат приводит на своем сайте вот такое довольно запутанное объяснение данного факта:
Когда товары определенной группы дорожают, большинство людей переходят на более дешевые аналоги этой продукции, цена которых ниже или такая же, как ранее была у подорожавших товаров. То есть, начинают больше потреблять более дешевой продукции, и Росстат, соответственно, тоже начинает учитывать в ИПЦ более дешевую продукцию, пусть даже и подорожавшую до прежних уровней дорогих аналогов. Потому что ее больше потребляют. И получается, что цена на группу потребляемых товаров не растет.
Вот так они сами объясняют это на примере с тем же молоком:
Следующий момент: структура потребляемых товаров постоянно меняется. Одни товары уходят, другие приходят. А Росстат часто реагирует на такие изменения с опозданием. Например, вплоть до 2019 года в перечень учитываемых товаров входили ДВД-диски с фильмами, которые уже давно практически никто не покупает, соответственно, они не особо и дорожали.
Перечень входящих в ИПЦ товаров пересматривают раз в год. При пересмотре важно учесть не только товары, которые потеряют актуальность в следующем году, но и новые товары/услуги, которые станут актуальными. То есть, нужно "заглянуть в будущее". Что, как мы видим на примере с ДВД-дисками, получается не всегда. И не всегда это происходит по вине Росстата.
Например, перед 2020 годом в ведомстве зафиксировали рост спроса на гостиничные услуги и автомобили, и увеличили их долю в индексе. А тут возникла пандемия, и спрос на данные позиции упал практически до нуля, цены, соответственно, не росли (а иногда - и падали). И это существенно улучшило рассчитываемый уровень инфляции, хоть по факту оказалось неактуальным.
Ну а самое главное - структура потребления каждого человека очень индивидуальна. Например, кто-то не пьет и не курит, и ему совершенно все равно, как изменились цены на табак и алкоголь, на его личных финансах это никак не отражается. А данные группы товаров входят в индекс в весомых долях.
Кто-то выращивает продукты в собственном хозяйстве и ему гораздо важнее цены на удобрения, рассаду, воду для полива, чем, непосредственно, на сами продукты.
Кто-то покупает дорогую одежду, кто-то дешевую. Кто-то почти не ездит на общественном транспорте, а кто-то пользуется им дважды в день. Кто-то вообще не ест хлеб и молоко, а кто-то употребляет их в пищу ежедневно. И так далее.
Поэтому, в том числе, официальный уровень инфляции не совпадает с реальной инфляцией отдельно взятого человека или семьи.
Как определить реальную инфляцию?
Подписывайтесь на этот канал и повышайте свою финансовую грамотность!