Кто был первым исполнителем «Вологды-гды»
Тогда же, в 1956-м, песня была записана Владимиром Нечаевым - советским лирическим тенором, весьма популярным в своё время. В начале 1940-х Нечаев начал работать солистом на всесоюзном радио, благодаря чему регулярно становился первым исполнителем многих известных впоследствии песен. В их числе - и «Осенние листья», и «Костры горят далёкие», и «Услышь меня, хорошая»…
Две версии одной песни
Трудно сказать почему, но в исполнении Владимира Нечаева песня про Вологду не обрела должную популярность. Сначала её вообще не заметили.
Однако исполнитель не сдался — спустя пару лет предпринял «попытку номер 2»: в композиции ускорили темп и подкорректировали текст припева. Впрочем, это не особо помогло. Популярности как не было, так и не случилось. Единственное: «Вологда» некоторое время использовалась в одной из постановок Малого театра. Но вскоре спектакль у брали из репертуарной сетки, а вместе с ним ушла в небытие и песня.
Стать хитом помог «норматив для ВИА»
Своим успехом «Вологда» обязана существовавшему в Союзе суровому правилу: в репертуаре каждого ВИА, выступающего на эстраде, должны быть песни известных советских композиторов.
Именно так — для исполнения существующей нормы — новоиспечённые белорусские «Песняры» записали песню про темноглазую барышню из города с резными палисадами возле домов… Никто особо не рассчитывал, что песня про скромный российский город прогремит на всю страну.
Уроженец Вологды в «Песнярах»
Забавно, но участники вокально-инструментального ансамбля были не в восторге от предложенной им песни. Лишь солист коллектива Владимир Николаев загорелся и считал иначе. Он оказался уроженцем Вологодских краёв, а посему убеждал коллег, что стоит попробовать.
Именно Владимир предложил задействовать в исполнении песни аккордеон. И эта его инициатива также оказалась воспринята в штыки. Часть «Песняров» выступила категорически против. Однако вариант всё же сделали и он ... понравился в ВИА всем без исключения.
Ребусы из песни
Клипы в ту пору в Союзе ещё не снимали, так что впервые на ТВ-экране песня появилась в записи, сделанной во время творческого вечера поэта Матусовского. Это случилось в 1976 году — именно этот год стал счастливым для песни.
Тогда же история создания «Вологды» начала обрастать легендами и приколами. Оно и неудивительно: создатели песни загадали несколько загадок и оставили для слушателей сразу несколько ребусов в тексте .
В первую очередь — относительно темы резных палисадов. Сразу же нашлись специалисты по вологодским улочкам, которые авторитетно утверждали, что в городе имеется всего один дом с таким забором. И именно туда, в это здание, попадают-де взрослые граждане, подцепившие всякие «нехорошие» болячки.
Согласно другой версии, такая ограда была установлена у вологодского «жёлтого дома».
Впрочем, тут уж возмутились краеведы. Они провели целое расследование, доказав, что в городе не было и нет домов с номером «1» (цифра фигурирует в песне), в которых бы располагались подобные медицинские учреждения.
А был ли палисад?
Шутки шутками, а резные палисады на момент выхода шлягера действительно были не особенно характерны для вологодского пейзажа. Балконов и наличников с узорами водилось немало, а вот резных заборов почти не устанавливали.
Это сейчас подобные ограды устанавливают всё чаще — на радость гостям города. Между тем, гости города продолжают искать «тот самый забор». Можно даже говорить о том, что песня изменила облик города — редко, но такое бывает...