Найти в Дзене
Архивариус Кот

«Что было следствием свиданья?»

Теперь мы в сад перелетим,

Где встретилась Татьяна с ним.

Наверное, о чувствах Онегина в этой сцене мы поговорим несколько позднее, тем более что замыслы Пушкина серьёзно менялись. А вот Татьяна…

«Здесь он! здесь Евгений!

О боже! что подумал он!»

В ней сердце, полное мучений,

Хранит надежды тёмный сон;

Она дрожит и жаром пышет,

И ждет: нейдёт ли? Но не слышит .

Смятение героини, взрыв её чувств Пушкин подчёркивает удивительными сравнениями – и снова указывающими на трагичность, безысходность ситуации:

Так бедный мотылёк и блещет

И бьётся радужным крылом,

Пленённый школьным шалуном;

Так зайчик в озими трепещет,

Увидя вдруг издалека

В кусты припадшего стрелка.

И вот она, встреча, данная явно глазами героини:

Блистая взорами, Евгений

Стоит подобно грозной тени…

Многие, анализируя отповедь Онегина (а Татьяна и через годы будет вспоминать «взгляд холодный и эту проповедь»), соглашаются с автором, что «он тут явил души прямое благородство»), хотя мне похвала Пушкина

Вы согласитесь, мой читатель,

Что очень мило поступил

С печальной Таней наш приятель

представляется очень ироничной. Нужно ли хвалить героя? Пушкин опишет состояние Татьяны:

Сквозь слёз не видя ничего,

Едва дыша, без возражений,

Татьяна слушала его.

И что же она может услышать? Да, конечно, Онегин будет расписывать свои пороки и предложит ей судить, «какие розы нам заготовит Гименей», но ведь при этом будет сказано и «верно б, кроме вас одной невесты не искал иной» , и – сразу же - «нашед мой прежний идеал, я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных». И даже в конце прозвучит «я вас люблю любовью брата». Кто-то из моих читателей указывал (когда я писала о схожих ситуациях в историях Онегина и Печорина), что это чёткое указание на обречённость каких-либо надежд Татьяны. Всё так, но почему немедленно за этим прозвучит весьма недвусмысленное «и, может быть, еще нежней»?

Не кажется ли вам, что Евгений не до конца честен? Позднее, описывая его поведение на именинах у Татьяны, когда «взор его очей был чудно нежен», автор сам не сможет решить, «он и вправду тронут был иль он, кокетствуя, шалил». Мне представляется, что и здесь Онегин ведёт себя подобным образом, намекая (как мне представляется): дескать, я не равнодушен к вам, но вас недостоин, разочарован, не могу любить… Думаю, что для романтически настроенной девушки это лишь подливает масла в костёр любви.

Кроме того, Александр Сергеевич показывает, что по-настоящему Онегин Татьяну так и не понял. Иначе разве он мог бы сказать ей:

Сменит не раз младая дева

Мечтами легкие мечты;

Так деревцо свои листы

Меняет с каждою весною.

Так видно небом суждено.

Полюбите вы снова: но…

И, конечно, очень странно выглядит на этом фоне его заявление: «Не всякий вас, как я, поймёт». Мне всегда хочется спросить Онегина, а что он вообще понял – во всяком случае, несомненно, не то, что для Татьяны эта любовь единственная, и на всю жизнь…

Одно считаю благородным в поведении Онегина сейчас – его намёк «Учитесь властвовать собою… к беде неопытность ведёт» явно предупреждает о неосторожности её шага навстречу любви, который может стать для неё роковым.

Иллюстрация Е.П.Самокиш-Судковской
Иллюстрация Е.П.Самокиш-Судковской

Но и после этого он продолжает выказывать ей, во всяком случае, наружно внимание:

Он подал руку ей. Печально

(Как говорится, машинально)

Татьяна молча оперлась,

Головкой томною склонясь;

Пошли домой вкруг огорода;

Явились вместе…

Я снова предлагаю вспомнить «Княжну Мери» М.Ю.Лермонтова и такое жестокое печоринское «Я вас не люблю». Мне кажется, в данный момент (именно в данный – о предыдущем поведении героя не говорю) Печорин поступает более достойно, чем Онегин, разом оборвав надежды княжны, по существу реализовав пушкинское

Иль сон тяжелый перерви,

Увы, заслуженным укором!

А.Шенгелая и В.Медведев в кинофильме «Евгений Онегин»
А.Шенгелая и В.Медведев в кинофильме «Евгений Онегин»

А вот Онегин всё же оставил какую-то надежду. И удивительно ли то, что было после:

Что было следствием свиданья?

Увы, не трудно угадать!

Любви безумные страданья

Не перестали волновать

Младой души, печали жадной;

Нет, пуще страстью безотрадной

Татьяна бедная горит;

Её постели сон бежит;

Здоровье, жизни цвет и сладость,

Улыбка, девственный покой,

Пропало все, что звук пустой,

И меркнет милой Тани младость:

Так одевает бури тень

Едва рождающийся день.

Увы, Татьяна увядает,

Бледнеет, гаснет и молчит!

Ничто её не занимает,

Её души не шевелит…

А затем будет трагедия, начавшаяся на «весёлом празднике именин» , который должен бы был принести героине только радость, а заставил увидеть «странное с Ольгой поведенье». Я уже подробно проанализировала эту сцену (на всякий случай – здесь), повторяться не буду. Напомню лишь вывод, к которому придёт Татьяна после именин:

Я не ропщу: зачем роптать?

Не может он мне счастья дать.

И упоминание автора, «какая рана моей Татьяны сердце жгла» накануне дуэли…

А гибель Ленского станет для Татьяны, пожалуй, бо́льшей трагедией, чем для Ольги.

До следующего раза!

****************

К одной из предыдущих статей был комментарий, автор которого ссылалась на видео-лекцию В.Б.Микушевича «Кому верна Татьяна?» Лекцию я просмотрела (хотя и не с первой попытки), мнение о лекторе и его подходе к теме составила. В одной из следующих статей, где буду говорить, конечно же, о замужестве Татьяны, непременно к этому вопросу вернусь.

Сейчас скажу только, что, по-моему, лектор видит в романе не то, что написал Пушкин, а то, что хотелось бы увидеть Микушевичу.

Пока этот вопрос закрываю и прошу временно от ссылок на мнение оного лектора воздержаться.

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал.

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь

"Оглавление" всех статей, посвящённых "Евгению Онегину", - здесь

Навигатор по всему каналу здесь