Недавно я опубликовала статью про отказ от шаблонов в устной части ЕГЭ. И меня закидали помидорами. "Дети и так в стрессовой ситуации, а вы ещё советуете импровизировать" - возмущались некоторые в комментариях.
Это не совсем так. Я советую тренироваться дома, прорабатывая разные сценарии, а не зазубривать один текст и декламировать его по принципу 'one-size-fits-all'.
Мои самые первые ЕГЭшники пришли ко мне только в 10 классе с уровнем elementary. На формат экзамена мне пришлось их натаскивать. О высоких баллах не было и речи.
Для заданий 3 и 4 из устной части мы сделали по одному шаблону. Дети заучили их и много раз репетировали дома и в классе. Я понимала, что ребятам может не хватить языка, чтобы как следует раскрыть тему эссе в письменной части экзамена, а значит мы рискуем потерять 14 баллов. Но погореть на устной части мы просто не могли себе позволить.
Если бы тогда я наткнулась на выступления Мэтта Абрахамса (Matt Abrahams), я бы пересмотрела своё отношение к шаблонам и спасла пару-тройку баллов своим детям.
Blank out
Мэтт - лектор школы Бизнеса при Стэндфордском университете. Уже много лет он учит студентов и выпускников этого престижного ВУЗа основам эффективной коммуникации. За его плечами годы практики, выступление TED и сотни клиентов по всему миру.
В стрессовой ситуации, говорит Мэтт, "заучивание может сыграть с вами злую шутку". Когнитивная нейробиология доказывает, что любое отклонение от текста может привести к ситуации 'blank out' - вы теряете нить повествования и не можете вспомнить, что говорить дальше. Стресс вас накрывает.
Так случилось с моими девчонками. Из-за волнения они забыли упомянуть один из пунктов плана и потеряли баллы. При этом план задания был у них прямо перед глазами на компьютере, куда они записывали свой устный ответ. Но они туда, видимо, не смотрели. Они положились на свою память.
Всё это говорит о том, что при наличии заученного шаблона дети на экзамене не думают, а просто воспроизводят по памяти то, что заучили. А что если память сыграет с ними злую шутку?
Это далеко не единственная опасность, которая поджидает выпускников на устной части экзамена. Делюсь с вами еще двумя очевидными вещами, которые выпускники часто выпускают из виду при подготовке к этому разделу ЕГЭ.
Шум во благо
Записывать устный ответ в ситуации, когда в аудитории вместе с тобой находятся три человека, при этом каждый из них что-то говорит, для некоторых - катастрофа.
Мэтт объясняет, что готовиться к любому выступлению нужно в условиях, максимально близких к тем, в которых оно будет проходить. Это значит, что если вы тренируете устную часть ЕГЭ дома в полной тишине, закрывшись в комнате, - на экзамене вам придется туго. Некоторые в самый ответственный день из-за присутствия посторонних шумов не могут собраться с мыслями и выполнить задание, к которому столько месяцев готовились.
Чтобы избежать этого, учите выпускников тренироваться в шумной обстановке. Можно негромко включить музыку или телевизор в соседней комнате. Можно даже выйти в парк с подружкой и потренироваться там. А если вы проводите занятия в zoom, не разбивайте учащихся по отдельным комнатам на время выполнения устной части. Пусть тот, кто ещё готовится, слышит того, кто выступает. Это поможет максимально близко воссоздать условия, которые ждут детей на экзамене.
Время истекло
Самая частая ошибка всех выпускников - забывать включать таймер. Это касается тех 1,5 минут, которые даются на подготовку к заданию и 2-х минут на его выполнение.
На экзамене отсчёт времени будет виден на экране. Если дома выпускники тренируются без таймера, на устной части ЕГЭ тающие на экране цифры оставшегося времени могут заставить их сильно нервничать.
Кроме этого, наше "чувство" времени в стрессовой ситуации не совпадает с реальным. Если дома вы тренируетесь без таймера в расслабленной обстановке, то на экзамене вам может показаться, что время как-то неожиданно быстро вышло. Вам может банально не хватить 10 секунд, чтобы закончить то, что вы хотели сказать. И эти 10 секунд уже не попадут в запись. А значит не будут оцениваться. Прощай, заветные баллы.
Для того, чтобы тренироваться дома в условиях, максимально близких к экзамену, я прошу учащихся пользоваться приложением "ЕГЭ ЖИМ". В нем 17 экзаменационных вариантов устной части доступны абсолютно бесплатно.
В приложение встроен таймер и микрофон. Так что теперь не нужно отрывать глаза от задания, чтобы глянуть, сколько времени у вас в запасе. Всё видно прямо на экране. Как на экзамене.
Свой ответ можно записать на встроенный диктофон и затем прослушать или отправить преподавателю на проверку. Разве не прелесть?
До экзамена осталось меньше двух с половиной месяцев. Но отточить навыки устной части за оставшееся время вполне реально. Главное - регулярно тренироваться в максимально близких к экзамену условиях.
Всем успехов в подготовке!
Читайте также:
✅ Перспективная модель ЕГЭ-2022 по английскому. Изменения, которые нас ждут
✅ Аудирование. Перспективная модель ЕГЭ по английскому 2022