Найти тему

Ученье - свет... Из истории земской школы. Часть 1.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Читая Сборник статистических сведений по Саратовской губернии невольно обращает внимание тот факт, что глава местного самоуправления крестьянского общества, староста, получает жалованье в 15 руб., а сельский писарь 25 р. Грамотных людей всегда ценили на Руси. Составить купчую, подать челобитную могли только люди грамотные, обладающие определенными знаниями. И поэтому попробуем разобраться с системой образования в России, в частности в Балашовском уезде Саратовской губернии. Без погружения в предысторию развития образования рассказ будет не полным и не объективным.

В XVIII веке в России произошли изменения в процессе обучения: появились новые подходы к образованию. Правильным будет сказать, что азы системного образования недорослей заложил Петр I, который понимал, что новую Россию без образованных людей построить нельзя. В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревской башни была основана Школа математических и навигационных наук (т.н. Навигацкая школа). В том же году была открыта Артиллерийская школа; в 1708 г. - Медицинское училище; в 1712 г. - Инженерная школа. В 1715 г. старшие классы Школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург и преобразованы в Морскую академию (ныне Высшая военно-морская академия). К концу первой четверти XVIII в. по указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы с 2000 учащимися.

В царствование Анны Иоанновны (1730—1740) дети солдат стали учиться в гарнизонных школах. На металлургических заводах на Урале и в Олонецком крае правительством были открыты первые горные школы, готовивших специалистов горного дела. В 1732 г. учрежден Корпус кадетов или Сухопутный шляхетский (дворянский) корпус . После окончания этого учебного заведения дворянские дети получали офицерские чины. В этот период были учреждены Морской, Артиллерийский и Пажеский корпуса.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В царствование Елизаветы Петровны (1741—1762) военно-учебные заведения были реорганизованы. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты первые гимназии: в Москве (1755 г.) и в Казани (1758 г.). В 1755 г. по инициативе фаворита императрицы И.И. Шувалова был основан Московский университет, а в 1757 г. – Академия художеств.

В 1782-1786 годах, при Екатерине II , была осуществлена школьная реформа. В 1786 году был утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные училища с 4 классами, а в уездных городах – малые народные училища с 2 классами. Было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система; разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы. К концу века уже насчитывалось 550 учебных заведений с 60-70 тыс. учеников. К средним учебным заведениям в это время относились народные училища, шляхетские корпуса, благородные пансионы и гимназии.

При Александре I (1801—1825 гг.), в 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения, а в 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. Новыми принципами в системе образования стали: бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях и преемственность учебных программ. Появились 6 новых университетов: в 1802 г. - Дерптский, в 1803 г. - Виленский, в 1804 г. - Харьковский и Казанский; а открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. В 1832 г. Виленский университет был закрыт, а в 1834 г. был основан Киевский.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В царствование Николая I (1825—1855) образование снова приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. В 1827 г. был издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Основу народного просвещения составлял принцип сословности. В 1828 г. принят школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на три категории: для детей низших сословий - одноклассные приходские училища (изучались четыре предмета арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»), для средних сословий, то есть мещан и купцов - трёхклассные училища (геометрия, география, история), для детей дворян и чиновников - семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет). В этот период р асширилась сеть промышленно-технических учебных заведений: Технологический институт, Архитектурное училище, Училище гражданских инженеров, открыто Горыгорецкое земледельческое училище, основан Межевой институт. Кроме этого появились Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, Практический политехнический институт, Горный институт, Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа, частная горнозаводская школа, Техническое училище. В провинциях возникают ветеринарные училища.

Отмена крепостного права Александром II (1855—1881) , развитие промышленного производства и утверждение капитализма в России во второй половине повлекли за собой глубокие сдвиги во всех областях культуры, что привело к росту грамотности населения, развитию различных форм обучения. Издается новый Университетский устав, «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Вводилось доступное всесословное образование. Начали работать наряду с государственными земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии разделились на классические и реальные. В них принимали детей из всех сословий, способных оплатить обучение. В 1869 г. созданы первые женские учебные заведения - «Высшие женские курсы» с университетскими программами.

Земства были введены в 1864 года и являлись выборными органами местного самоуправления в Российской империи на уровне губерний, уездов и волостей. Земства сыграли огромную роль в социально-экономическом развитии страны. Была построена сеть дорог, связавших между собой отдалённые села. Почти в каждой деревне открылись школы, больницы или хотя бы фельдшерские пункты. Земские школы стали двух типов - одноклассные, с трёхгодичным курсом обучения, рассчитанные на пятьдесят учеников с одним учителем, и двухклассные с четырёхлетним курсом, с 50 и более учениками и двумя учителями, в зависимости от количества детей в селе, от потребности в образовании и от материальных и денежных возможностей местной земской управы.

Земская школа. Фото из открытых источников
Земская школа. Фото из открытых источников

«Земства» не только получили право открытия учебных за­ведений, но они же должны были заниматься их материальным обеспечением. Они же разрабатывали планы всеобщего обучения, открывали школы, проводили курсы и съезды учителей, разрабатывали новые программы и учебники, создавали учительские семинарии (перед 1917 г. около 1/3 на­чальных сельских школ были земскими). В 1864 году было разработано «Положение о начальных народных училищах». Согласно ему, народные училища могли открываться различными правительствен­ными ведомствами, обществами, частными лицами, которые сами и решали вопрос о платности или бесплатности их. Цель народных училищ - «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распро­странять первоначальные полезные знания». Предметы преподавания: Закон Божий, чтение (книги гражданские и церковные), письмо, четыре действия арифметики, церковное пение. Народные училища были в ведении уездных и губернских училищных советов.

Из­вестный исследователь истории отечественного народного образо­вания В.И. Чарнолуский указывает, что в 1856 году одно народное училище в России приходилось на восемь тысяч жителей, а один учащийся - на 142 жителя. К концу 50-х годов XIX века в Саратовской губернии имелось 244 учебных заведения: 3 средних с семинарией, 9 уездных и 14 приходских мужских училищ, 4 женских уездных училища и народная школа, 197 сельских училищ, несколько десятков частных учебных заведений различного уровня.. На одного грамотного в приходилось 25 неграмотных. У удельных крестьян на одного грамотного приходилось 18,12 неграмотных, у государственных – 36,35 неграмотных, у помещичьих – 82,43 неграмотных. По губернии одно народ­ное училище приходилось на 10367 жителей, а один учащийся - на 353 жителя. На одну школу приходилось 1770 детей, один ученик на 34 мальчика школьного возраста и одна ученица - на 267 девочек школьного возраста.

В доземский период сельской школы в деревнях и селах по существу не было. Характеризуя состояние народного образования в Балашовском уезде в первой половине XIX века А. Никольский писал: «Грамотность в народе вообще незначительна…. Обращаясь к классу крестьян можно сказать, что из 1000 душ грамотных сыщется не более 5; так есть много селений, в которых не найдется ни одного человека, знающего грамоту». Как правило обучением деревенских детей занимались отставные солдаты, недоучившиеся семинаристы, «девки – вековухи» и другие «деревенские грамотеи» за определенную плату. Значительную роль в развитии сельского образования играли либерально настроенные помещики. Помещичьи школы существовали в селе Романовка на средства графа А.И.Воронцова, в селах Новопокровское и Котоврас на средства В.Л. Нарышкина. В Балашовском уезде существовали школы, открытые удельным ведомством в селах Большой Мелик, Еловатка, Малиновка и Усть–Щербедино. Детей обучали чтению книг церковной и гражданской печати и рукописей, закону Божию по краткому катехизису и священной истории, чистописанию, четырем первым действиям арифметики с употреблением счетов. Чиновники Саратовского удельного имения отмечали, что крестьяне далеко не всегда с удовольствием отдают детей в школу. Это объяснялось тем, что обучение грамотности не всегда вело к изменению условий жизни и социального статуса крестьян. Имелись в Балашовском уезде школы, открытые местным духовенством. Так, в селе Большой Карай местный священник Смирнов открыл в 1842 году начальную школу.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

С 60-х годов ХIХ века школы открываются и по инициативе самих крестьян. Так, в селе Аркадак Балашовского уезда «несколько детей учатся у солдата, учит по прежней азбуке читать и писать по гражданскому, получает по 50 коп. в месяц, ходят к нему на квартиру – сам ходить не может». В деревне Ильмень Росташевской волости того же уезда «раньше учил сельский писарь, но ленится. Теперь учит 18-летний парень, научившийся от писарей, начал еще первый год. Вначале к нему ходило 18 мальч., теперь только 13. С мальчика берет по 35 коп. Учит читать, писать и счету: начинает с азов по церковному. Занимаются ребята /в избе учителя/ целый день чтением, пишут только двое».

Учрежденные после отмены крепостного права земства не сразу приняли организационные усилия по созданию и обеспечению функционирования народных школ. В начале ХХ века Н. Ракитников указывал, что «земство на первых порах было почти столь же чуждо массе крестьянского населения, как и чиновники, и ему еще предстояла впереди трудная и долгая задача сближения с народом, ознакомления его со своей деятельностью, завоевания его доверия и поддержки». Необходимо было решить и другую задачу, о которой справедливо говорил Д.Л. Мордовцев: «Надо было в то же время научить народ не бояться школы, потому что безжалостная история научила его бояться старой казенной школы, как и казенной больницы и казенного острога, а казнокрадствующая и мздоимствующая власть поддерживала в нем страх».

Продолжение следует.