Ситуация в земском образовании начинает меняться только в начале 70-х годов. В 1872 году Балашовское уездное земское собрание решило направить для подготовки земских учителей в сельских школах шесть мальчиков для подготовки и назначило им стипендии в размере 150 рублей в год. В смете расходов были выделены 5000 рублей на нужды сельских школ. Эти средства направлялись на увеличение жалованья сельским учителям с целью привлечь более квалифицированных специалистов. Уже в 1873 году на образование выделяется 8240 рублей. В 1874 году земское собрание постановило внести в смету дополнительно 3000 рублей «на выдачу беспроцентных ссуд крестьянским обществам на постройку училищ». Как выразился земский деятель, балашовский врач В.Д. Ченыкаев, для земств «медицина выступает как бы в роли любимого детища, а школа - нелюбимой падчерицей».
Эти усилия земства привели к тому, что к осени 1874 года в Балашовском уезде функционировало 57 народных училищ, в которых обучалось 2454 мальчика и 504 девочки. Из них 2 содержались на средства города, 1 – на средства земства, 5 – на средства частных лиц, 5 – частными лицами, но с дополнительными пособиями от уездного земства, 3 – на средства сельских обществ, 2 – на средства крестьян, но с дополнительными пособиями от частных лиц, 39 – на средства крестьянских обществ, но им также оказывается материальная помощь уездным земством.
К концу XIX века произошли дальнейшее изменения и в структуре учительского корпуса. В 1900 году из 160 учителей сельских школ Балашовского уезда 1 учительница имела высшее образование, 41 – среднее педагогическое, 82 – общее среднее.
Подчас училища размещались в церковных сторожках, специальных общественных, наемных и частных домах, в помещениях при волостных правлениях. «Из сельских училищ,- отмечал инспектор народных училищ Балашовского уезда, - только 15 можно считать удобными, затем остальные по своей тесноте совсем не пригодны. В классной мебели в большей части училищ тоже недостаток». Посетивший в январе 1879 года Пинеровскую школу, член уездного училищного совета пишет: «Успехи учеников слабые, с чем согласилась и сама учительница Каринская, объясняя не успешность неаккуратным посещением школы мальчиками, что совершенно подтвердилось тем, что в момент моего посещения школы в 10 часов утра мальчиков было в сборе из 70 только 42. Впрочем, это не единственная причина слабых познаний школьников; причиной неуспешности был крайний холод в помещении школы, не допускающий возможности правильных занятий с мальчиками».
Не все дети школьного возраста (школьный возраст тогда определялся возрастом от 7 до 14 лет) были охвачены школьным обучением. В Балашове на 100 мальчиков школьного возраста обучалось 40, а на 100 девочек школьного возраста – 33. В селах и деревнях уезда на 100 мальчиков школьного возраста обучалось 20, а на 100 девочек школьного возраста – 2. Для того чтобы все дети школьного возраста учились в уезде было необходимо открыть при условии наполняемости школ до 60 учащихся 275 школ для мальчиков и 290 школ для девочек. Многие дети не завершали полного курса обучения в народных училищах. В 1880 году в городских училищах завершило полностью 65 мальчиков и девочек, т.е.14% возможных выпускников. В сельских училищах свидетельства об окончании получило 4% мальчиков и 1,8% девочек из числа тех, кто должен был окончить полный курс обучения. Инспектор народных училищ Балашовского уезда сделал вывод, «дело народного образования как в городе, так еще более в уезде далеко не завершено даже в количественном отношении».
Во-первых, сословный состав земства существенно отдалил земские учреждения от массы крестьян, что тормозило их практическую деятельность. Во-вторых, деятельность земских органов самоуправления была ограничена разного рода запретительными инструкциями. Земские деятели в своем большинстве полагали, что основную часть расходов по содержанию школ взяли на себя крестьянские общины. Это тормозили развитие школьного дела. Так, в ноябре 1867 года по инициативе священника А. Воронцова крестьяне с. Ивановки - 1-й на сельском сходе приняли решение построить за свой счет школьное здание. С этой целью ежегодно собиралось 5 коп. с души". Строительство было закончено лишь к июлю 1880 года. В целях экономии крестьяне отказывались оплачивать труд квалифицированных педагогов и предпочитали пользоваться услугами местных грамотеев. Вот, например, в феврале 1868 года волостное правление с. Ольшанки, ходатайствуя под давлением училищного совета при уездной земской управе об открытии школы, просило «допустить до обучения... нанятого нами села Ольшанка бессрочно отставного фейерверкера Никифора Савельева Белынского, каковому и определено жалование в год 60 рублей серебром на своем всем содержании».
Столкновение с подобными настроениями и реальными возможностями крестьян побудили местных земцев постепенно пересмотреть представления о роли земства в народном образовании. Уже в 1873 году земская управа направила в качестве стипендиатов Балашовского уездного земства 8 человек 14 . Необходимо подчеркнуть, что основная масса учителей сельских школ на рубеже 60-х-70-х годов XIX столетия была выходцами из духовной среды. Так, в 1874 году из 39 сельских педагогов 30 были детьми духовенства".
Перелом в деятельности Балашовского земства в сфере народного образования начинается с середины 70-х годов XIX века. Во-первых, значительно выросли расходы Балашовского земства на народное образование. В 1872-73 учебном году они составили 5600 руб., в 1874-75 - 10250 руб., а в 1876-77 - 18586 руб. Во-вторых, выросло число школ и количество учащихся. В 1872-73 учебном году в уезде существовало 40 сельских школ, а в 1876-77 уч. году уже 54. В 1872-73 уч. году в них занималось 2411 мальчиков и 257 девочек, а в 1876-77 уч. году - 3461 мальчик и 382 девочки. Однако первые успехи еще не означали решения всех проблем. Выделяемых земским собранием средств продолжало не хватать. В 1374 году были открыты народные училища в селах Аркадак, Боцманово, Баклуши. На их содержание крестьяне доплачивали: в Аркадаке - 80 руб. в год, в Боцманове - 25 руб., в Баклушах - 40 руб. в год 18 . Неудовлетворительным оставалось обеспечение школ учебниками и литературой для чтения. В 1875 году в Аркадакском училище в фундаментальной библиотеке (предназначенной для чтения школьниками и крестьянами) имелось 15 экземпляров книг (14 названий) на сумму 8 руб., а в ученической - 43 экземпляра (6 названий) на сумму 10 рублей19 . Неудовлетворительными были также и школьные здания. В 1874 году инспектор народных училищ по Балашовскому уезду констатировал, что «из сельских училищ только 15 (помещений - В.К.) можно считать удобными, ... остальные по своей тесноте для училищ совсем не пригодны. В классной мебели в большей части училищ тоже недостаток»20 . Балашовского уездного земства во второй половине 60-х - первой половине 70-х годов XIX в. свидетельствует, что земства занялись решением проблемы народного образования с первых лет своего существования. Однако их начинания носили отрывочный характер, осуществлялись очень медленно и мало соответствовали реальным народным потребностям.
В 60 – 90-е годы XIX столетия в Балашовском уезде были достигнуты существенные результаты в развитии системы народного образования. Главная задача этой сферы социальной жизни общества – просвещение всего сельского населения – решена не была. Значительное число детей продолжало оставаться вне школы. Безусловно, что главным организатором развития народного просвещения в уезде являлось местное земство. Однако недостаток средств, отсутствие опыта работы в этом направлении тормозили многие начинания земских гласных. К реализации идеи всеобщего обучения, получившей распространение в начале ХХ столетия, уезды оказался не готовы.
При подготовке материала использованы: 1. Ракитников Н. Очерк истории образования в Балашовском уезде // Саратовская земская неделя. 1901. 2. Никольский А. Хозяйственное описание Балашовского уезда Саратовской губернии. СПб., 1855.