Найти тему

Ученье - свет... Из истории земского образования. Часть 2.

Оглавление
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Ситуация в земском образовании начинает меняться только в начале 70-х годов. В 1872 году Балашовское уездное земское собрание решило направить для подготовки земских учителей в сельских школах шесть мальчиков для подготовки и назначило им стипендии в размере 150 рублей в год. В смете расходов были выделены 5000 рублей на нужды сельских школ. Эти средства направлялись на увеличение жалованья сельским учителям с целью привлечь более квалифицированных специалистов. Уже в 1873 году на образование выделяется 8240 рублей. В 1874 году земское собрание постановило внести в смету дополнительно 3000 рублей «на выдачу беспроцентных ссуд крестьянским обществам на постройку училищ». Как выразился земский деятель, балашовский врач В.Д. Ченыкаев, для земств «медицина выступает как бы в роли любимого детища, а школа - нелюбимой падчерицей».

Эти усилия земства привели к тому, что к осени 1874 года в Балашовском уезде функционировало 57 народных училищ, в которых обучалось 2454 мальчика и 504 девочки. Из них 2 содержались на средства города, 1 – на средства земства, 5 – на средства частных лиц, 5 – частными лицами, но с дополнительными пособиями от уездного земства, 3 – на средства сельских обществ, 2 – на средства крестьян, но с дополнительными пособиями от частных лиц, 39 – на средства крестьянских обществ, но им также оказывается материальная помощь уездным земством.

К концу XIX века произошли дальнейшее изменения и в структуре учительского корпуса. В 1900 году из 160 учителей сельских школ Балашовского уезда 1 учительница имела высшее образование, 41 – среднее педагогическое, 82 – общее среднее.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Подчас училища размещались в церковных сторожках, специальных общественных, наемных и частных домах, в помещениях при волостных правлениях. «Из сельских училищ,- отмечал инспектор народных училищ Балашовского уезда, - только 15 можно считать удобными, затем остальные по своей тесноте совсем не пригодны. В классной мебели в большей части училищ тоже недостаток». Посетивший в январе 1879 года Пинеровскую школу, член уездного училищного совета пишет: «Успехи учеников слабые, с чем согласилась и сама учительница Каринская, объясняя не успешность неаккуратным посещением школы мальчиками, что совершенно подтвердилось тем, что в момент моего посещения школы в 10 часов утра мальчиков было в сборе из 70 только 42. Впрочем, это не единственная причина слабых познаний школьников; причиной неуспешности был крайний холод в помещении школы, не допускающий возможности правильных занятий с мальчиками».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Не все дети школьного возраста (школьный возраст тогда определялся возрастом от 7 до 14 лет) были охвачены школьным обучением. В Балашове на 100 мальчиков школьного возраста обучалось 40, а на 100 девочек школьного возраста – 33. В селах и деревнях уезда на 100 мальчиков школьного возраста обучалось 20, а на 100 девочек школьного возраста – 2. Для того чтобы все дети школьного возраста учились в уезде было необходимо открыть при условии наполняемости школ до 60 учащихся 275 школ для мальчиков и 290 школ для девочек. Многие дети не завершали полного курса обучения в народных училищах. В 1880 году в городских училищах завершило полностью 65 мальчиков и девочек, т.е.14% возможных выпускников. В сельских училищах свидетельства об окончании получило 4% мальчиков и 1,8% девочек из числа тех, кто должен был окончить полный курс обучения. Инспектор народных училищ Балашовского уезда сделал вывод, «дело народного образования как в городе, так еще более в уезде далеко не завершено даже в количественном отношении».

Во-первых, сословный со­став земства существенно отдалил земские учреждения от массы крестьян, что тормозило их практическую деятельность. Во-вторых, деятельность зем­ских органов самоуправления была ограничена разного рода запре­тительными инструкциями. Земские деятели в своем большинстве полагали, что основную часть расходов по содержанию школ взяли на себя крестьянские об­щины. Это тормозили развитие школьного дела. Так, в ноябре 1867 года по инициативе священника А. Воронцова крестьяне с. Иванов­ки - 1-й на сельском сходе приняли решение построить за свой счет школьное здание. С этой целью ежегодно собиралось 5 коп. с ду­ши". Строительство было закончено лишь к июлю 1880 года. В це­лях экономии крестьяне отказывались оплачивать труд квалифици­рованных педагогов и предпочитали пользоваться услугами мест­ных грамотеев. Вот, например, в феврале 1868 года волостное прав­ление с. Ольшанки, ходатайствуя под давлением училищного совета при уездной земской управе об открытии школы, просило «допус­тить до обучения... нанятого нами села Ольшанка бессрочно от­ставного фейерверкера Никифора Савельева Белынского, каковому и определено жалование в год 60 рублей серебром на своем всем содержании».

Столкновение с подобными настроениями и реальными воз­можностями крестьян побудили местных земцев постепенно пере­смотреть представления о роли земства в народном образовании. Уже в 1873 году земская управа направила в качестве стипендиатов Балашовского уездного земства 8 человек 14 . Необходимо подчеркнуть, что основная масса учителей сельских школ на рубеже 60-х-70-х годов XIX столетия была выходцами из духовной среды. Так, в 1874 году из 39 сельских педагогов 30 были детьми духовенства".

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Перелом в деятельности Балашовского земства в сфере народ­ного образования начинается с середины 70-х годов XIX века. Во-первых, значительно выросли расходы Балашовского земства на на­родное образование. В 1872-73 учебном году они составили 5600 руб., в 1874-75 - 10250 руб., а в 1876-77 - 18586 руб. Во-вторых, выросло число школ и количество учащихся. В 1872-73 учебном го­ду в уезде существовало 40 сельских школ, а в 1876-77 уч. году уже 54. В 1872-73 уч. году в них занималось 2411 мальчиков и 257 дево­чек, а в 1876-77 уч. году - 3461 мальчик и 382 девочки. Однако первые успехи еще не означали решения всех проблем. Выделяемых земским собранием средств продолжало не хватать. В 1374 году были открыты народные училища в селах Аркадак, Боцманово, Баклуши. На их содержание крестьяне доплачивали: в Аркадаке - 80 руб. в год, в Боцманове - 25 руб., в Баклушах - 40 руб. в год 18 . Неудовлетворительным оставалось обеспечение школ учеб­никами и литературой для чтения. В 1875 году в Аркадакском учи­лище в фундаментальной библиотеке (предназначенной для чтения школьниками и крестьянами) имелось 15 экземпляров книг (14 на­званий) на сумму 8 руб., а в ученической - 43 экземпляра (6 назва­ний) на сумму 10 рублей19 . Неудовлетворительными были также и школьные здания. В 1874 году инспектор народных училищ по Балашовскому уезду констатировал, что «из сельских училищ только 15 (помещений - В.К.) можно считать удобными, ... остальные по своей тесноте для училищ совсем не пригодны. В классной мебели в большей части училищ тоже недостаток»20 . Балашовского уездного земства во второй половине 60-х - первой половине 70-х годов XIX в. сви­детельствует, что земства занялись решением проблемы народного образования с первых лет своего существования. Однако их начина­ния носили отрывочный характер, осуществлялись очень медленно и мало соответствовали реальным народным потребностям.

В 60 – 90-е годы XIX столетия в Балашовском уезде были достигнуты существенные результаты в развитии системы народного образования. Главная задача этой сферы социальной жизни общества – просвещение всего сельского населения – решена не была. Значительное число детей продолжало оставаться вне школы. Безусловно, что главным организатором развития народного просвещения в уезде являлось местное земство. Однако недостаток средств, отсутствие опыта работы в этом направлении тормозили многие начинания земских гласных. К реализации идеи всеобщего обучения, получившей распространение в начале ХХ столетия, уезды оказался не готовы.

При подготовке материала использованы: 1. Ракитников Н. Очерк истории образования в Балашовском уезде // Саратовская земская неделя. 1901. 2. Никольский А. Хозяйственное описание Балашовского уезда Саратовской губер­нии. СПб., 1855.

Приятного прочтения.

Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать, поставьте лайк и подпишитесь. Пишите отзывы.