Если вы часто бываете в музеях и галереях, то, наверняка, могли столкнуться с таким сравнительно новым жанром современного искусства, как саунд-арт. Существует несколько его направлений: звуковые инсталляции, звуковые скульптуры, биомузыка и саундскейп, о котором мы и поговорим в данной статье.
Давайте сначала определимся, что же означает такое непривычное для русского слуха слово "саундскейп". Буквально английское сочетание "sound scape" переводится на русский язык как "звуковой ландшафт".
(Подробнее об истории становления саундскейпа вы можете прочитать здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5fad7e5f9cbe765a63db451a/istoriia-stanovleniia-saundskeipa-606eff92f597d466f291d665)
Давайте теперь попробуем дать определение этому термину.
Саундскейп – это направление звукового искусства, использующее в качестве материала звуки окружающей среды. Саундскейп-художников интересуют звуки городов, лесов, океанов, животных, растений, космоса. Их работы демонстрируют столь же широкий круг целей: некоторые из них направлены на то, чтобы дать новую информацию об определенной среде, другие исследуют звуковые характеристики конкретных пространств, элементов или явлений, третьи касаются культурных, социально-политических или экологических проблем. Однако все эти художники разделяют основное стремление обратить внимание на звуки, которые нас окружают, побуждая нас практиковать сознательное, целенаправленное слушание как средство для повышения нашего знания, понимания и оценки мира, в котором мы живем.
Особенностью саундскейпа является сильная связь с конкретными пространствами, это свойство можно обозначить термином «site-specific». Каждое место – это акустическое пространство. В этом смысле местоположение часто является неотъемлемой частью реализации экологического звукового искусства.
Теперь, давайте поближе познакомимся с саундскейпом, на примере работ зарубежных художников.
Канадские саунд-художники Джанет Кардифф и Джордж Бурес Миллер известны своими захватывающими мультимедийными звуковыми инсталляциями и аудио и видео прогулками. Их работы тоже вступают в тесное взаимодействие с выбранным пространством и относятся к site specific art. «Forest (for a thousand years...)» (2012) представляет собой аудио-инсталляцию в лесу.
Зрители располагаются на пнях на небольшой поляне окруженной лесом. Колонки, установленные на деревьях, передают ранее записанные звуки шелеста листьев, потрескивающих веток, птичьих криков, самолета, пулеметов и взрывов. С помощью этих звуков авторы хотели передать множество ужасов войны, свидетелями которых лес был на протяжении веков. В инсталляции почти невозможно определить, какие звуки исходят от записи, а какие являются настоящими. Таким образом, в сознании слушателя начинают параллельно существовать пространства прошлого и реально наблюдаемого, которые накладываются друг на друга, в результате чего граница между воспоминанием и действительностью смывается, предлагая аудитории вытащить из своей памяти образы войн связанных с историей их страны.
Американский саунд-художник Джон Лютер Адамс создал проект «The Place Where You Go to Listen» (2004-2006), который представляет собой звуковую инсталляцию, основанную на ультразвуковом воздействии геофизических и климатических данных в реальном времени, позволяющую посетителям ощутить колеблющуюся динамику экосистемы Аляски. «The Place Where You Go to Listen» располагается в небольшой комнате и представляет собой звуковую и световую среду в Музее Севера в Университете Аляски.
Громкоговорители скрыты в стенах и потолке по всему пространству. Помимо одной скамьи в центре, в комнате нет объектов. Проект является созерцательным пространством, куда приходят люди, чтобы послушать неслышимые ранее резонансы пейзажей Аляски. В работе потоки данных, отслеживающих природные явления (сейсмическая активность, геомагнетизм, облачный покров и видимость, движения Солнца и Луны), преобразуются в звук. Этот процесс отображения данных с каким-то другим значением в звук называется сонификацией. Теоретически «The Place Where You Go to Listen» можно настроить в любом месте на земле, каждый из которых будет иметь свои собственные звуки и цвета.
Яна Виндерен – бывший морской биолог, чьи работы в основном посвящены подводным звуковым пейзажам. Она занимается поиском и раскрытием звуков из скрытых источников, которые либо не слышны человеку, либо находятся в труднодоступных местах. «Silencing of the Reefs» – это долгосрочный (начатый в августе 2011 года) проект, который исследует изменяющиеся звуковые ландшафты оставшихся на Земле коралловых рифов и их экосистем. Она записывает звуки и представляет их аудитории, чтобы расширить и пробудить любопытство и заботу к подводной экосистеме через слушание.
Австралийская саундскейп художница Лиа Барклай известна своими захватывающими выступлениями, инсталляциями и крупномасштабными общинными проектами, которые исследуют изменчивые условия, начиная от центрального тропического леса Амазонки и заканчивая Австралийским океаном. Проект «Sound Mirrors» представляет собой интерактивную звуковую установку, которая изучает реки по всему миру. В течение 2009 и 2010 годов Леа Барклай путешествовала по Австралии, Индии, Корее, Китаю и Гонконгу, запечатлевая звуки рек и окружающих их общин. Своей работой Барклай привлекает внимание общественности к проблемам загрязнения рек и изучает их состояние.
Кэти Патерсон создает проекты, в которых в первую очередь важно эстетическое оформление и представление идеи автора. В одном из проектов Патерсон любой желающий мог позвонить по телефону и услышать в прямом эфире звуки крупнейшего тающего исландского ледника Ватнайокудль. Также она записала на пленку звуки таяния трех отдельных ледников в Исландии – Langjökull, Snæfellsjökull, Solheimajökull. Кроме этих записей, она собрала также некоторое количество талой воды, которая впоследствии была вновь заморожена в форме виниловых пластинок, на которые записали те самые звуки таяния ледников. Инсталляция представляет собой проигрывание ледяных пластинок, которые медленно тают и превращаются в лужицы воды. Зрители не видят этот процесс вживую, а наблюдают за ним с экранов монитора: ведь сами пластинки проигрывались всего один раз и давным-давно растаяли, и эта запись – единственное доказательство их существования. Здесь возникают параллели между ледяными пластиками и ледниками, которые скоро исчезнут, так же как и пластинки, и мы будем знать о них лишь благодаря их фото и видеозаписям.
Американский композитор и саунд-художник Крейг Колоуссо изучает пересечение звука, света и пространства через скульптуру. Его медитативные художественные инсталляции состоят из дерева, металла, ткани, звука и электроники. Он создает экологические скульптуры, которые создают звук. «Sun Boxes» - это звуковая инсталляция на солнечной энергии. Она состоит из двадцати боксов, которые непрерывно воспроизводят звук. Каждая коробка содержит звуковой динамик, усилитель, программное обеспечение, гитарную струну и панель солнечной батареи. Когда солнце присутствует, солнечная энергия подает питание на ящики, что приводит к коллективному звучанию аккорда Bb. Работа спроектирована так, чтобы позволять аудитории свободно перемещаться вокруг ящиков и влиять на их звуковую композицию. Когда зрители перемещаются, то они слышат постоянно изменяющееся динамическое взаимодействие между удаленными и более близкими боксами. Работа зависит исключительно от солнца. Чем больше солнечной энергии, тем композиция звучит громче. Если облака очень плотные, «Sun Boxes» могут полностью прекратить генерировать звук. Однако, как только солнце пробивается сквозь облака, боксы начинают играть одновременно. «Sun Boxes» – расположены в сорок девяти городах в самых разных местах, включая музеи, университеты, государственные и национальные парки. «Sun Boxes» не просто занимает пространство, оно взаимодействует с тем, что уже существует.
Американский художник-эколог Джозеф Бертолоцци видит архитектурные сооружения не только как культурные памятники, но и как объекты с неограниченным звуковым потенциалом. Публичный арт-проект Бертолоцци «Bridge Music» – это уникальная звуковая художественная инсталляция, в которой мост Франклина Делано Рузвельта «Средний Хадсон» выступает в качестве инструмента. Визуальный вид подвесного моста напоминает арфу. Звуки записываются многочисленными микрофонами с поверхности моста, где различными молотками художник ударяет о его балки и ограждения. Дальнейшая манипуляция со звуками отсутствует. Затем звукорежиссеры создавали из звуков аудиозапись, которая транслировалась на станции прослушивания музыки моста, расположенные на самом мосту или в близлежащих парках, где каждый желающий мог услышать, как звучит это уникальное сооружение.
В общем художники саундскейпа ничем не отличаются от художников других видов современного искусства. Они тоже являются исследователями, которые изучают экологические и социальные процессы через звук, а результаты своих исследований транслируют через свое творчество.