Продолжаем знакомиться с тепловозами в питерском железнодорожном музее. И в этой части будут локомотивы 1950-1960-х годов, как советские, так и не очень.
Грузовой тепловоз ТЭ3-1001
В начале 1950-х годов советское правительство запланировало переход железнодорожного транспорта с паровозной тяги на тепловозную. В связи с этим на Харьковском заводе транспортного машиностроения началась разработка тепловоза повышенной мощности, способного заменить мощные паровозы серий "ФД", "Л", "ЛВ" и прочие. Первая опытная секция была построена в 1953 году, вторая в следующем. Затем обе секции сцепили и тепловоз отправили на испытания, завершившиеся успешно. Так что в 1956 году локомотив пошел в серию и выпускался до 1973 года. За это время было выпущено около 6800 экземпляров, что сделало эту серию самой массовой до появления "ТЭ10".
Производился тепловоз на нескольких предприятиях. Музейный экземпляр был построен в 1956 году на Коломенском заводе. Работал на Московско-Курско-Донбасской, Приволжской и Северо-Кавказской железных дорогах. В музей поступил в 1996 году.
Осевая формула - 2(3о-3о)
Полный служебный вес - 2х126 т
Мощность дизеля - 2х2000 л.с.
Мощность ТЭД - 12х206 кВт
Тип передачи - электрическая постоянного тока
Конструкционная скорость - 100 км/ч
Маневровый тепловоз ТЭМ1-0026
По большому счету это гибрид, созданный из тепловозов серий "ТЭ1" и "ТЭ3". Т.е. взяли кузов и дизель от первого локомотива, слегка доработали и водрузили на тележки с электродвигателями от второго.
Выпускали этот тепловоз с 1958 по 1968 год на Брянском машиностроительном заводе. Всего было произведено 1946 экземпляров.
Тепловоз, находящийся в музее, был создан в 1959 году. Поработал на Московско-Окружной и Октябрьской железных дорогах. В музей прибыл в 1999 году.
Осевая формула - 3о-3о
Полный служебный вес - 124 т
Мощность дизеля - 1000 л.с.
Мощность ТЭД - 6х206 кВт
Тип передачи - электрическая постоянного тока
Конструкционная скорость - 100 км/ч
Маневровый тепловоз-электростанция ТГэ-016
Аббревиатура "ТГэ" расшифровывается как "тепловоз с гидропередачей, электростанция". У тепловозов серий "ТЭ" передача электрическая, т.е. дизель работает и крутит генератор, который вырабатывает электричество, от которого питаются электродвигатели, вращающие колеса. А у этого передача гидравлическая, примерно как гидротрансформатор у автомобиля с классической АКПП.
Выпускались эти тепловозы в 1958-1959 годах австрийским заводом Jenbacher Werke по заказу МПС СССР. Точно известно о 27 закупленных аппаратах. Использовались они, в основном, не для маневровой работы, а для обслуживания путевых и строительных машин, поэтому имели такую особенность, как "ползучий режим" — движение со скоростью 1-3 км/ч, при этом вырабатывая трехфазный ток для машин и механизмов.
Музейный экземпляр был приобретен у Омского завода железобетонных изделий в 1994 году.
Осевая формула - 0-3-0
Полный служебный вес - 48 т
Мощность дизеля - 600 л.с.
Тип передачи - гидравлическая
Конструкционная скорость - 60 км/ч
Маневровый тепловоз ТГМ1-575
Первый советский серийный маневровый тепловоз с гидродинамической передачей, т.е. с АКПП. Информации по нему не густо. Известно, что производили его с 1956 по 1972 год на Муромском тепловозостроительном заводе. Было выпущено 3369 экземпляров.
Паровоз в музее был построен в 1960 году. Трудился на Западно-Сибирской и Октябрьской железных дорогах. В музей поступил в 1997 году из ТЧ Великие Луки.
Осевая формула - 0-3-0
Полный служебный вес - 48 т
Мощность дизеля - 400 л.с.
Тип передачи - автоматическая гидродинамическая трансмиссия
Конструкционная скорость - 60 км/ч
Маневровый тепловоз ТГМ3-021
По этому тепловозу информации очень мало. Известно лишь, что он оснащен гидромеханической передачей, выпускался с 1959 по 1967 год на Людиновском тепловозостроительном заводе, всего было произведено 3895 экземпляров.
Музейный экспонат был построен в 1960 году, а в музей попал в 1996 году с Царскосельского ПРМЗ.
Осевая формула - 2о-2о
Полный служебный вес - 68 т
Мощность дизеля - 750 л.с.
Тип передачи - гидромеханическая
Конструкционная скорость - 60 км/ч
Маневровый тепловоз ВМЭ1-043
Этот тепловоз не советский, а венгерский маневровый с электрической передачей, что и отображено в аббревиатуре. Такие локомотивы выпускались заводом Ganz-MAVAG и изначально назывались DVM4. За годы производства (1958-1965) было выпущено 324 тепловоза - 310 отправились в СССР, 14 в Северную Корею.
Этот экземпляр был построен в 1960 году, после чего работал на Октябрьской железной дороге, в 1986 году списан, в 1990-м передан в музей.
Осевая формула - 2о-2о
Полный служебный вес - 74.5 т
Мощность дизеля - 600 л.с.
Мощность ТЭД - 4х92.5 кВт
Тип передачи - электрическая постоянного тока
Конструкционная скорость - 80 км/ч
Продолжение следует...