Обратите внимание, 16 июля один - всего один (!) - спектакль.
...Если бы не пандемия, вряд ли мы снова увидели бы этот спектакль. Ну, мне так кажется…
Обычно Большой театр дает спектакли блоками по четыре – пять, а здесь только два. Как будто образовалось окно между оперой «Садко» Чернякова и MODANSE Светланы Захаровой и не знали, чем заполнить.
И даже на сайте была фотография «крест виллис», это из редакции Ратманского, а не Григоровича. Нет, скриншот не сделала, придется вам поверить на слово.
И нет, я не думаю, что это чьи-то козни.
Я думаю, что все гораздо хуже. С историческим прогрессом не поспоришь, он явно на стороне новой мелкобуржуазной «Жизели» с ее фикусами и слониками на трюмо – или чатиками в Фейбуке и фотиками в Инстаграмчике…
А мое сердце лежит к старой уходящей «Жизели» служивого дворянства и разночинной интеллигенции; все, кто еще остался от того времени, будут унесены ветром, скоро и неизбежно… Это только мне кажется, что советский строй был на самом деле просвещенным сословным обществом, когда дочка профессора не могла даже подумать о том, чтобы выйти замуж за сына директора рынка, хотя бы его доходы и были в десять раз выше, а знания ценились сами по себе, вне зависимости от того, насколько их можно продать?.. Везде есть свои плюсы и минусы, конечно…
Однако мы отвлеклись от темы.
Я впервые увидела «Жизель» в редакции Юрия Григоровича ровно два года назад, в марте 2019. Обычные зрители, вроде меня, и не подозревали о дальнейшем развитии событий, а вот артисты вполне могли знать и внутренне прощаться.
Состав менялся вплоть до самого вечера. Забегая вперед, скажу, что такой поворот событий нисколько не испортил впечатления:
Заглавную партию должна была исполнять Светлана Захарова; я ни разу не видела ее на сцене, и билеты были взяты именно на нее. Но что-то случилось, и Жизелью стала Евгения Образцова -оказалось, что эта партия подходит ей как нельзя лучше. На мой непросвещенный, понятное дело, взгляд.
С графом Альбертом вышла и вовсе детективная история.
Стоявший в афише Дэвид Холберг (David Hallberg ) на утренней репетиции почувствовал недомогание и, помня о недавней травме, решил не испытывать судьбу. Это все он объяснил в обращении к зрителям на сайте Большого театра. Уникальный случай! (Не травма у танцовщика, а сам факт его объяснения со зрителями) Не помню, чтобы когда-либо еще Большой театр предоставлял артистам возможность прямого общения с публикой. А зря…
Холберга я потом видела в «Зимней сказке», мне кажется, партия ему идеально подходит. Рассказать? Напомните как-нибудь…
А тогда срочно вызвали Руслана Скворцова - именно он последним исполнял эту партию в тот сезон осенью. «Насмотренные» зрители его так хвалят, а я и его в то время ни разу не видела. Если не смотреть Википедию, по тому, как он двигается, никогда в жизни нельзя подумать, что человеку 40 лет!
В общем, как видите, что все сложилось очень удачно. Мне все понравилось, в подробностях я тот спектакль сейчас не вспомню, но я была рада его увидеть – особенно, когда возникло опасение, что его могут вовсе снять с репертуара.
Зато мне очень запомнилась обе недавние «Жизели» , 30 и 31 марта 2021.
Я взяла билеты на оба сразу - кто знает, появится ли эта постановка в афише снова… Нельзя ожидать, в самом деле, чтобы в Большом театре на одной Исторической сцене уживались две «Жизели» от двух балетмейстеров? Ну, может, я ошибаюсь…
Билеты взять, кстати, было непросто, на сайте театра они разлетелись за полчаса – спасибо сознательным коммерческим распространителям, которые взяли все-таки меньше, чем две цены…
Это были очень разные спектакли, первый – беспокойно-трагический, второй – задумчиво-лирический. Конечно, это зависит от исполнителей, не могут же все быть одинаковыми, правда?
Состав смотрите здесь на программках
Только не спрашивайте меня про какие-нибудь p as de bourrée или, того хуже, jetés en tournent, на то есть свои специалисты. Ну посудите сами, если я буду говорить повару в служебной столовой, что ему в борщ бросать… Или мне кто-нибудь за пределами корпорации прикажет из 30 синонимов взять № 13, а не № 15… Это ж страшно сказать, что будет ))))))))))))))))))))))))))
Я вам лучше расскажу, как, на мой взгляд, сложилась бы судьба главных героев, если бы она у них была – после занавеса.
Граф Альберт Владислава Лантратова с незаживающей раной в сердце, наверное, удалился бы в скит – ну, знаете, как в опере «Сила Судьбы», и там вскоре закончил бы свои дни в молитве и раскаянии.
Его Жизель – Екатерина Крысанова – отдала все свои силы, чтобы поддержать в нем жизнь, и тоже скоро тихо испустит дух.
Вы скажете, что у виллисы один только дух и есть? А физических сил никаких нет? Ну и ладно! Я «ненасмотренный» зритель, я так вижу ))))
Жизель Марии Виноградовой, наоборот, улетает с облегченной душой, с сознанием выполненного долга и достигнутой цели, ей ведь удалось сделать почти невозможное и спасти своего довольно безответственного ухажера.
И на Альберта Дениса Родькина со звуком церковного колокола снисходит просветление; возможно, он откроет благотворительный фонд – бывают же честные благотворительные фонды, да? В балете-фантазии и не такое увидишь…
Да, пока не забыла: Владислав Лантратов показался мне более энергичным графом, он жестами объясняет, что слушать ничего не хочет ни от своего оруженосца, ни от ревнивого Ганса. Денис Родькин в этом эпизоде застывает на месте и только взглядом, не терпящим возражений, дает понять им обоим, куда и как далеко им надо идти…
В глубине подсознания Альберта Владислава Лантратова постоянно бьется мысль о том, что дело может кончиться плохо; когда Жизель скрывается в своем домике, он останавливается, задумывается, но потом решает – а, кривая вывезет…
Альберт Дениса Родькина, кажется, искренне забыл о существовании знатной невесты, при ее появлении он вначале отворачивается, а потом явно нехотя целует ей руку… Было бы у него побольше времени, он бы как-то отвертелся от этого навязанного брака… Но не судьба.
Прежде чем перейти другим персонажам, не могу не отметить Батильдиного папу-герцога. Как лихо Виталий Биктимиров подхватывает плащ, садясь за деревенский стол! Загляденье ))))
Про Мирту одна из исполнительниц сказала - сейчас не помню, кто это был, правда, что партия сделана как будто для мужчины, с размашистыми и мощными прыжками. При выходе Мирты – Алены Ковалевой мне как раз вспомнились эти слова.
Мирта Юлии Степановой – совсем другая. Помните, я вам рассказывала, как я впервые увидела эту балерину? Нет? Ну вот здесь тогда читайте… То есть, я видела ее и раньше, но как-то не обращала внимания; а в совсем маленькой партии придворной актрисы из «Пламени Парижа» она меня решительно покорила, со сцены прямо исходили волны теплого очарования))) Я совершенно не представляла, как же ей изобразить этот леденящий кладбищенский холод…
Его и не было! Мирта Юлии Степановой - несомненно королева, но никак не привидение. Когда она повелевает забредшим путникам танцевать до упаду, так, наверное, у нее есть к этому причины, уж точно не из мелочной вредности? А если это несет им мучительную гибель – так что ж, у королевы подданных много, одним мужичком больше, одним меньше… )))
Оба Ганса, Михаил Лобухин и Денис Савин – бывшие подопечные репетитора Александра Петухова, не знаю, с кем они сейчас репетируют, наверное, сами с собой… Его страница бесследно исчезла с сайта Большого театра год назад. «Был скрипач Пали Рач, и нет его» (с). Найти можно, только у совсем другой станции метро… А «насмотренные» зрители даже не обратили внимания… Зато сколько слез будет пролито над страданиями вымышленных персонажей на сцене…
Однако мы опять ушли в сторону.
Художник Вирсаладзе, наверное, искренне сочувствует незадачливому Гансу – посмотрите, какой у него нарядный костюм! И покрой, и цвет!
Смотреть придется на видео, автор такой тупой, что на смартфоне не может фото сфокусировать ((((
Вот сравните, Денис Савин занят в обеих постановках, и в старой, и в новой. Вообще он мне очень нравится в самой разной хореографии, одно время из-за этого я даже ходила на гастроли антрепризы Ивана Васильева.
Ганс Михаила Лобухина, как мне кажется, скорее принадлежит к постановке Григоровича. В его исполнении этот «человек из народа» неизменно приобретает ненужный для нынешнего времени масштаб. Зритель обязательно обратит внимание, как он торжествующе показывает Альберту рог с фамильным гербом: ну ты понял, что тебе сейчас будет…
И как аккуратно держит за спиной отнятую у Жизели шпагу, чтобы та ни с какой стороны не смогла до нее добраться… нет, эдакий Ганс для постановщиков новой редакции вряд ли подойдет.
Когда два года назад Михаил Лобухин впервые вышел на сцену в этой партии, «насмотренные» зрители, к моему удивлению, его очень ругали – мне так и не удалось понять, за что. Наверное, за сам факт…
И еще говорили о трактовке: что же этот смелый парень готов скрутить голову графу, но трепещет перед королевой виллис… Здесь у меня как раз вопросов нет, земная власть понятна и конечна, а вот с нечистой силой не знаешь, что и делать…
У меня есть вопрос в другом месте. Когда Ганс бросился к сторожке за шпагой, стоявший рядом кордебалет едва успел рассыпаться по сторонам, чтобы не попасть под горячую руку. Если бы автор хотел нахамить, он бы сказал, что «Жизель» - великая трагедия, но зачем же табуретки – то есть, хореографические построения ломать )))) Но у автора никаких таких намерений нет. Зато есть билеты на «Раймонду»… А потом на «Ивана Грозного»… А дальше посмотрим )))