Владимир Серкин – ныне профессор психологии в Высшей школе экономики.
Живёт, здравствует, публикует научные статьи. Кстати, именно он ввёл в обиход (научный, а затем и повседневный) понятие «синдром отложенной жизни». Наблюдая за северными народами (чукчи, эвенки и другие), он заметил, что им свойственно всю жизнь не жить, а как будто готовиться к жизни в ожидании лучшей доли («Вот перееду в город и заживу-у-у!»).
Но из взаимодействия автора с представителями российского Севера родилась не только научная карьера Владимира Павловича, но и сделавшие его знаменитым заметки о Шамане.
Впервые я прочла самую раннюю книгу «Хохот Шамана» где-то в 2013-м. А опубликован «Хохот» был где-то на рубеже 1990-х и 2000-х. Сборник представляет собой разрозненные заметки Владимира Серкина по результатам общения с Шаманом, начиная с 1997 года.
После первого сборника, вызвавшего резонанс и даже переводы на несколько языков, выходили ещё несколько. Автор объясняет, что у него сохранилось довольно много записей, которые он вёл с 1990-х-2000-х и даже в 2010-х, дела краткие письменные заметки, теперь требующие расшифровки. По мере подготовки материалов выходят новые публикации. В 2018-19 годах автор собрал разные сборники под одной обложкой, чуть-чуть переработав (перекомплектовав) тексты и снабдив предисловием. Именно издание 2019 года под названием «Большая книга Шамана» есть в моей домашней библиотеке.
О чём эти книги?
Все записки о Шамане представляют собой размышления Владимира Серкина по результатам общения (бесед, совместной деятельности вроде «охоты» за вынесенными морем или брошенных людьми на когда-то засекреченных объектах вещами, зимовок, таёжных вылазок, даже иногда контрабандистских рейдов за крабом) с человеком, которого Серкин назвал Шаманом. Ни его настоящего имени, ни даже национальности Серкин не сообщает, ссылаясь на то, что Шаман не желает общественного внимания и хочет по-прежнему жить свободно и по своим правилам. Шаман вполне социализирован (это вам не чукотский вариант йети, а нормальный, хорошо образованный (!) мужчина зрелого возраста, предпочитающий жить то отшельником в тайге, то среди людей в городах). Даже возраст Шамана не поддаётся определению, хотя автор сообщает, что Шаман якобы застал революцию и общался со многими деятелями, которых ссылали на Север ещё в ранние годы советской власти. Фактически перед нами человек, ведущий жизнь, автоматически дарующую долголетие.
Вот знаковая цитата: «Шаман похож и на эвелна, и на современного мужчину. Лицо его морщинисто и обветрено, тёмно-коричневое от жёсткого местного ультрафиолета и ветров. Или от рождения. Он уже в том возрасте, когда черты лица «закрывают» национальные признаки. При первой встрече я дал бы ему от сорока до шестидесяти».
Кому-то может показаться, что книги Серкина по сути похожи на книги Кастанеды. Я Кастанеду не читала (начинала, но не понравилась совершенно литература, проистекающая из навеянных галлюционогенными грибами идей), но сам Серкин неоднократно и довольно резко опровергал сходство Шамана с Доном Хуаном. В общем, «думайте сами, решайте сами».
А вот книги о Шамане в отличие от трудов Кастанеды мне очень нравятся. Но это литература не для всех. Здесь множество афористичных наблюдений над нашей современной жизнью, а ещё то, что сейчас принято называть эзотерикой (опыт общения с сущностями иного порядка, опыт выхода из физического тела, беседы о существовании других воплощений, пересечение измерений и путешествие по сновидениям и подобное). Для таких книг нужно внутреннее спокойствие. Так что рекомендую этот сборник, но с осторожностью: может с Вами не срезонировать.
В заключение приведу несколько цитат, чтобы вы поняли, резонирует или нет:
«Автор : - Как они передают опыт?
Шаман : - В смысле?
- Ну, они не умеют строить, нет чертежей. Как строят такие байдары?
- Решают построить и строят, глядя на другие байдары.
- То есть даже мастеров специальных нет?
- Главное – не умение, а целеполагание .
- Это, наверное, специфика их культуры?
- Любой культуры. <…> Говорю тебе: у них была цель, и они начали действовать. Остальное - приложилось ».
***
«Шаман говорит, что в каждой части неба обитают свои Духи. Даже могут в одном секторе, но на разных этажах. Духами он, как и эвелны, называет и природные силы, и психические, и сочетания звёздных влияний, и многое другое. И всё это персонифицировано. Шаман легко разбирается в бесчисленном пантеоне Духов, не знает всех, но узнаёт по проявлениям. Примерно как мы узнаём национальность незнакомого человека, его взгляды, возможные действия…
- Я мог бы научиться предсказывать погоду по звёздному небу?
- Тогда надо выучить эвелнскую астрономию.
- Что это?
- У них другие сочетания звёзд образуют созвездия.
- Есть какой-то принцип?
- Чаще всего – группировки близких звёзд. Они так и называются: «девять звёзд», «три звезды».
- Я легко это выучу.
- Не спеши. Не просто числа, а группы влияния.
- Закрытые облаками меньше влияют?
- И это тоже. Но нужно учитывать время года, местность, состояние моря, ветер.
- Как в астрологии?
- У эвелнов сохранилось то, что многие астрологи утеряли.
- Что?
- Каждое созвездие раньше называлось именем своего Духу.
- Большая Медведица?
- Да.
- А Орион?
- Иностранные имена эвелнами не используются.
- Ты мог бы восстановить пантеон созвездий?
- Не восстановить, он и так есть. Назвать правильные группы правильными именами.
- Почему это не сделаешь?
- Я буду писать статьи и пробивать их? Кому-то что-то доказывать? Зачем мне это. (Хохочет )».
***
«На мои расспросы он ответил, что берёт иногда предметы на стоянках древних людей и там же узнаёт способы деятельности. Он знает тысячи таких стоянок и является мастером множества древних ремёсел. Археолог повесился бы рядом с ним.
- Как можно найти эти стоянки?
- Они везде, где есть вода, охотничьи угодья или пастбища. Где ещё, по-твоему, должны были жить люди тысячи лет? Со временем ты просто чувствуешь их. <…> Люди здесь жили, в понятии человека, всегда. То есть сколько есть люди, столько они здесь и жили.
- Почему же сегодня это под вопросом?
- Раньше не нужны были уголь, нефть или другие энергоносители. Сегодня люди тратят на это большую часть заработка и мёрзнут.
- Что же делать?
- Эта цивилизация ошибочна в том, что везде стремится создать одинаковые условия. Такой способ проигрышен, так как требует постоянного притока энергии . Скоро варвары будут изучать способы жить в тех условиях, которые есть.
- Кто это – варвары?
- Варвары – это люди со столь низким уровнем культуры, что без своих приспособлений они не проживут в тундре и суток.
- Это главный признак варварства?
- Главный признак варварства – стараться не думать о важнейших вещах и не готовиться к ним.
- О чём, например, не думать?
- О смерти, например.
(Тогда, в 1998-м, я поспешил уйти в разговоре от этой темы. И осознал это только при обработке записей.)
- А развитые цивилизации здесь были?
- Да.
- Почему же нет следов?
- Они на дне моря и на некоторых северных островах. Скоро найдут.
- Что за следы?
- Сейчас на больших глубинах могли сохраниться только остатки огромных сооружений. Например, аэродромов, туннелей, каналов. Рядом найдут и остальное.
- Как скоро?
- Ещё при жизни твоего поколения».
Если вы читали книги про Шамана, пожалуйста, поделитесь впечатлениями в комментариях. А те, кто не читал, пожалуйста, поделитесь мнение, заинтересовала ли вас информация.
Кстати, эту книгу в бумажном виде можно купить по неплохой цене на Book24 или в "Лабиринте". А в электронном виде - на "ЛитРес", что существенно дешевле.
Ваша Ариаднина нить.