-Мама, почему красный, зеленый и синий смешиваются в белый? А если пластилинки смешать, у меня белый не получается!
-Сынок, дело в том, что спектр...
-Какой спектр? Это такой пластилин?
Здравствуйте, уважаемые читатели! Разные механизмы смешения цветов и красок давно уже научно объяснены. Но все мои попытки как-то изложить для сына это научное объяснение были безрезультатны. Вопрос про смешение цветов лучей и красок у него возник давно, и периодически он меня мучает, не удовлетворяясь ответом.
Только вчера мне удалось придумать и объяснить этот механизм ребенку, не прибегая к графикам, спектрам и сложным понятиям. Поделюсь этим маленьким открытием с вами.
-Представь себе, что цвет - это тарелка. Черный цвет - это пустая тарелка, а белый - тарелка, полная разнообразной еды. Там и мясо, и рыба, и овощи, и зелень, и сыр, и соусы. Другие цвета - это тарелка, на которой лежит не вся еда. Например, зеленый цвет - это когда лежит только зелень и зеленая капуста, а красный цвет - помидоры и перец. На жёлтой тарелке лежат макароны с сыром. Ну, ты понял!
-Вкусненько. А пирожки с капустой будут?
-Если хочешь, пусть будут ! Можно много разной еды положить.
Чем больше еды на тарелке и чем она разнообразнее, тем светлее цвет, тем ближе к белому. Чем меньше еды, тем ближе к чёрному.
Краски - это едоки:
- Красная краска съедает всю еду, кроме красной - помидорчиков и перца.
- Зеленая оставляет только огурцы, капусту брокколи, зелень.
- Белая краска сидит на диете - ничего не ест.
- Черная краска съедает всё.
Смотри, как смешиваются краски. Если мы на белый лист наносим несколько красок, то каждая краска из белой тарелки выедает свою часть, ту еду, которую она больше любит. Поэтому смешением красок мы никогда не получим белый цвет. Если две краски полностью опустошают тарелку, то такие цвета называются дополнительными. Например, красный и голубой. Красный съедает все понемногу, кроме помидорчика, который он не любит, а его любимая еда - рыбка, которую терпеть не может голубой. Голубой съедает оставшийся помидорчик, поскольку это его любимая еда.
Чёрный цвет ест всё, и добавление чёрного к любому цвету просто делает результат темнее. Белая краска, добавленная к какой-то цветной, немного ослабляет ее аппетит, уговаривает свою подругу тоже сесть на диету.
Черный и белый цвета они не выбирают еду - либо всё едят, либо всё не едят, а их смесь - серые цвета - пробуют понемногу каждого блюда. Такие неразборчивые цвета называют ахроматическими. Остальные цвета - разборчивые в выборе блюд - называют хроматическими.
Лучи - это повара
- Красный лучик готовит красную еду: помидоры, перцы
- Зеленый лучик готовит зелень и зеленые овощи
- Синий лучик готовит рыбку
- Белый луч - это универсальный шеф-повар, готовит всё
- Чёрный луч ничего не готовит, да и не бывает такого луча.
Смотри, как смешиваются лучи света. Каждый луч накладывает на тарелку то, что он приготовил, и смешением лучей мы не можем получить черный цвет. Два луча, которые при смешении дают белый, называются дополнительными. Например, синий и желтый, работая вместе, готовят полную тарелку еды.
-Я всё понял! Хочу кушать! Пойдем домой!
Сынок с аппетитом поел дома, и больше не спрашивал про смешение цветов и красок. Он удовлетворился этим, хотя я понимаю, что такая аналогия с едой не претендует на научность, не объясняет многих эффектов. Например, почему красный помидор и зеленая брокколи дают глазу результат, аналогичный сыру? Сыр на моем рисунке располагается как раз между брокколи и помидором, и это тоже вызывает массу вопросов. Конечно, без спектров тут уже не обойтись. Я надеюсь, что у сына возникнут подобные вопросы позже, когда он будет готов узнать и про спектры.
Уважаемые взрослые читатели, прошу вас, не судите строго мою "детскую" теорию. Другие авторы уже написали много взрослой информации на эту тему, например, про цветовые пространства.
Спасибо, что дочитали до конца! Тем, кто рисует, желаю вдохновения, а тем, кто кушает - приятного аппетита!