Найти тему
Денис Златопольский

Церковь Отдохновения - средневековая традиция Крестного Пути

После ареста в Гефсимании Иисуса Христа сначала препроводили в дом первосвященника Анны, затем в дом его зятя Каиафы, который был тогда первосвященником, а когда наступило утро, повели в Преторию. Представитель римской власти прибыл на праздник Песах из Кейсарии, там, где он останавливался в Иерусалиме, и располагалась Претория.

На место, где останавливался Пилат, исторически могут претендовать три объекта: дворец Ирода, располагавшийся в верхнем городе, сегодня это территория Армянского квартала; дворец Хасмонеев, который должен был располагаться напротив западной стены Храмового комплекса, вблизи сегодняшней Стены Плача (надо сказать, что это наименее вероятная версия); крепость Антония - место размещения римского гарнизона, надсматривающего за Храмовой Горой.

В данной статье я не буду рассматривать традицию начала Крестного Пути из св. Софии, упоминаемую с V века, как и последующую сионскую (после 614 года), а сосредоточусь лишь на месте начала Крестного Пути, впервые упомянутом в XII веке.

У меня нет объяснения, как в XII веке Преторию начали показывать на месте, где более тысячи лет до этого располагалась крепость Антония. На карте середины XII века из Камбрии на южной стороне улицы Иосафата указана часовня Спасителя. Эта церковь названа “Repose”, что можно перевести как “Место покоя” или “Отдохновения”. Название связано с тем, что согласно средневековой христианской традиции, здесь Христос пребывал до начала своих страданий на Крестном Пути.

-2


-3

По-видимому, в XII веке название церкви дало имя всему району к северу от Храмовой горы, который во время Иерусалимского королевства населяли преимущественно сиро-яковиты и мелькиты. В списке домов, записанном между 1165 и 1187 годами, сдаваемых канониками Храма Гроба Господня, фигурировали три дома на улице Отдохновения (in vico de Repoes) и печь позади них.

-4

Скорее всего церковь была построена в 60-ые годы XII в. Небольшое здание, ориентированное с юга на север, состояло из 3-х помещений: южного квадратного размером 4.9 метра с окном в массивной иродианской стене шириной в 4.2 метра, смотрящим на Храмовую Гору (это место почиталось как то, где пребывал Иисус Христос), небольшого притвора и примыкающего северного открытого на три стороны арочного купола шириной 4.2 метра (где сегодня и расположена мусульманская могила). Северный купол был разобран после землетрясения 1927 года.

-5

Ближе к концу XII века, когда Иерусалим был завоеван Салах ад-Дином, эту церковь также стали ассоциировать с темницей, куда Христос был помещен после ареста в Гефсимании, об этом говорится в Хронике Эрнуля: “С правой стороны улицы Иосафата была часовня, называемая “Местом Покоя” (le Repos). Там сказано, что Иисус Христос отдыхал, когда Он был поведен на распятие; и там была темница, где Он был помещен на ночь, [после того] как Он был взят в Гефсимании. Чуть впереди, на левой стороне улицы был дом Пилата.”

Похожее описание мы встречаем и у Вильгельма Тирского.

-6

Церковь “Отдохновения” была занята мусульманами в аюбидский период, в северном приделе церкви появилось захоронение. Историк XVв. Муджир аль-Дин писал, что это могила соратника Салах ад-Дина эмира курдского происхождения Дарбас аль-Курди аль-Хаккари. Но некоторые современные исследователи считают эту версию безосновательной.

-7

Скорее всего, франки не вернули церковь во время возвращения Иерусалима под контроль королевства с 1229 по 1244 год. Храмовая Гора (Харам аль-Шариф) по договору оставалась в руках мусульман, в их кровных интересах было сохранить контроль над зданием, нависающим с севера с горба материнской скалы над Храмовой Горой. В середине XIII века айюбиды вернули контроль над Иерусалимом, архитектурные элементы, служившие ранее для украшения церквей, стали использоваться для украшения исламских культовых построек.Так капители из церкви Отдохновения в конце XIII века были использованы в построенном невдалеке в северо-западном углу Храмовой Горы минарете аль-Гаванима.

-8

В начале XIV века паломники начинают упоминать находящийся в том же районе дом первосвященника Анны, например, Филипп из Савоны: “Затем ты подходишь к дому Анны, первосвященника, который был тестем Каиафы, к кому Иисус был приведен вначале. И там есть дом в котором Евреи “положили в совете взять Иисуса хитростью и убить”. Марино Санудо в 1320 году разделят Преторию Пилата и дом Анны, но в своем описании помещает их близко на улице Иосафата. Вряд ли у них была возможность попасть внутрь, потому что в период с 1311 по 1320 год, губернатор Газы и Иерусалима, Хранитель Двух Святынь, Санджар аль-Джавили (Sanjar al-Jawili) строит на этом месте медресе Джавилия.

-9

В конце XV века это стратегически расположенное место становится резиденцией губернатора Иерусалима. Русский паломник, посетивший Иерусалим в тот же период, называет место резиденцией эмира и домом Пилата. Паломники редко могли попасть внутрь резиденции губернатора, но они продолжали отмечать в своих дневниках это место как дом Пилата. Кустод-францисканец Бонифаций из Рагузы подробно описал это место в конце XVI века,называя его домом Пилата. Он также утверждал, что видел остатки росписей, включая сцену беседы Иисуса Христа и Понтия Пилата.


Костоды-францисканцы останавливались рядом для богослужения, вспоминая в нем суд Понтия Пилата над Иисусом Христом, так это место стало первым стоянием для богослужения или остановкой.

В 1835 году завоевавший город Ибрагим Паша построил на этом месте армейские бараки для размещения египетского гарнизона, как и в древности проповедь на площади Храмовой Горы могла легко стать началом бунта. Армейские бараки были снесены в годы Британского мандата и в 1924 году, а на этом месте была открыта существующая до сих пор арабская школа Умария, названная в честь халифа Умара (Омара).

Археологи Винсент и Абель исследовали и описали место в 1914 году, они смогли также обнаружить три поврежденных капителя из церкви Отдохновения в строении минарета аль-Гаванима. В 1978 году в ходе детального исследования этих капителей Я. Фолда определил, что на капителе был изображен сидящий Иисус Христос и служащие ему ангелы, что подтвердило выводы Винсента и Абеля. Фолда датировал капители приблизительно 1160 годом. В 1983 году он смог также найти четвертый капитель в Исламском музее Храмовой Горы.

Биография:

Denys Pringle. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem. Volume III The City of Jerusalem, ISBN 978-0-521-17283-7, Cambridge University Press, 2007.

Robert Hillenbrand and Sylvia Auld. Ayyubid Jerusalem The Holy City in Context 1187-1250, ISBN 978 1 901435 06 1, Altajir Trust London, 2009.

Robert Hillenbrand, Sylvia Auld and Yusuf Natsheh. Ottoman Jerusalem The Living City 1517-1917, ISBN 1 901435 03 2, Altajir World of Islam Trust, 2000, London.

Благодарю за консультации доктора Илью Берковича и арабиста Михаила Чернина.

Список иллюстраций с комментариями:

1. Вид из окна школы Умария, несколько метров западнее находилась средневековая церковь Отдохновения, сегодня помещение школы.

2. Вид на северо-западную оконечность Храмовой Горы, минарет Аль-Гаванима и школа Умария, бывшая медресе аль-Джавилия на месте церкви Отдохновения.

3. Вид на скалу поднимающуюся с северной оконечности Храмовой Горы, место где стояла крепость Антония, сегодня школа Умария.

4. Здание средневековой церкви Отдохновения, сегодня помещение школы.

5. Внутренний двор школы Умария.

6. Прорисовка автора на основании плана Винсента и Абеля 1914 года.

7. Захоронение, названное Муджир аль-Дином могилой Дарбас аль-Курди аль-Хаккари.

8. Средневековый архитектурный элемент.

9. Северо-западный угол Храмовой Горы на макете Конрада Шика.