Первый ВАЗ-2101 получил название «Жигули» 7 сентября 1970 года. До сих пор существует несколько версий происхождения имени популярных Жигулей. Откуда у автомобиля взялось ставшее легендарным название?
Всесоюзный конкурс
Осенью 1968 года, за полтора года до запуска серийного производства автомобиля ВАЗ-2101, самый популярный автомобильный журнал СССР «За рулем» объявил конкурс на лучшее название первенца АвтоВАЗ.
Конкурс проходил в сжатые сроки: на ответ давался всего месяц, письмо с вариантами названия нужно было отправить по почте в декабре 1968 года. В начале 1969 года были подведены итоги — в редакцию пришло более 30 тысяч писем с вариантами названия. Такого ажиотажа никто не ожидал — автолюбители предложили 1812 названий!
Отбор был нешуточным: на первом этапе были исключены уже существующие в автопроме названия («Юность», «Волга», «Олимпия»), те, что звучали некрасиво («Директивец», «Новорожец»), а также слишком распространенные названия («Весна», «Луч»).
Некоторые названия предлагались достаточно часто, например, «Катюша», ВИЛ-100 (столетний юбилей Ленина был как раз кстати), «Фиалка», «Авангард», «Сокол», «Руслан», «Атаман», «Искра», «Тольяттинец» и др.
Так как модель ВАЗ-2101 создавалась совместно с итальянскими производителями, Италия и имена, связанные с этой прекрасной страной, предоставили многие участники: «Роситал», «Руситала», «Итальяночка», «Гарибальди» и даже «Чипполино».
Самыми популярными оказались следующие: «Волжанин», «Мечта», «Дружба», «Жигули» и «Лада». В результате одно из них стало культовым, а второе — используют до сих пор.
Идея завода
Конструктор Волжского автомобильного завода Геннадий Ляхов поделился другой версией появления названия для «пионера» от АвтоВАЗа. По его словам в феврале 1967 года перед работниками АвтоВАЗа была поставлена задача: придумать название для нового автомобиля. Приказ был отдан лично заместителем министра автомобильной промышленности СССР Виктором Поляковым.
Все работники завода принимали участие в мозговом штурме. В результате за два дня удалось собрать множество вариантов, из которых были выбраны восемь лучших. Конструктор по фамилии Черный предложил название «Жигули», которое добавили в общий список претендентов.
Отбор происходил в ходе голосования точка После двух туров отбора комиссия выбрала название «Жигули», его утвердил Поляков — генеральный директор АвтоВАЗа.
Почему именно Жигули? Откуда вообще взялось такое название? Название является географическим: так называются горы, расположенные на правом берегу Волги в Самарской области. Слово пришло к нам из тюркского языка, где «джигули», означает – «запряженный» или «гужевой». Много лет назад именно здесь проживали бурлаки, изображенные на картине Ильи Репина.
На другой стороне реки жили разбойники, которые брали дань с купцов. Отказавшихся жгли розгами, а тех, кто совершал суд, нарекли «жигулями».
Иностранные казусы
После того, как Жигули прижились на русском рынке, автомобиль начали экспортировать за границу. Вот тут-то и начались проблемы: иностранцам привычное для русских название было трудно произносить, а иногда оно и вовсе звучало неприлично.
Например, для итальянцев машина вместо «Жигули» превратилась в gigolo (в переводе с итальянского на русский означает сутенер). По этой причине АвтоВАЗ решил сменить название для европейского рынка и стал использовать наименование «Lada». Это название было гораздо приятнее слуху за границей и не навевало никаких неприятных ассоциаций.
В других странах новое наименование так хорошо прижилось, что спустя пару лет, в 1973 году машина стала называться Ладой и в России. На данный момент именно Lada является основным брендом Волжского автомобильного завода. Каждое транспортное средство, выходящее с автоконцерна, содержит это имя в своем названии.
Ездите на Ладе? Если да, то мы спешим порекомендовать отличную торговую площадку, предоставляющую своим клиентам качественные детали для отечественных автомобилей. В интернет-магазине Sv-Parts.ru найдутся любые запасные части для Нивы, Жигулей, Лады любой комплектации и модели.