Найти в Дзене
Матвей Мугир

Фридрих Ницше. Обзор "Генеалогии морали".

"Генеалогия морали" Фридриха Ницше. Обзор.

Ницще актуален и в наш цифровой век. Читается его текст достаточно просто, чего не скажешь о иных философах прошлого. Он всегда горяч и убедителен. Именно поэтому самый ограниченный маргинал, не долго думая, назовёт его имя первым, если прозвучит вопрос "а ты знаешь хоть одного философа?". Более того, на этом список может закончиться. Книга небольшая, но яркая. Состит она из трёх трактатов.

В первом трактате речь идёт о понятиях Добро и Зло. Тут философ не согласен с английскими психологами. Они полагают, что понятия: добро, полезный и целесообразный равноценны. Ницше считает это мнение навязанным именно высшими слоями общества. Будучи филологом, он доказывает свою теорию с помощью этимологического анализа.Так он выводит общее из языков: Добро - "знатное и благородное", Зло - "низкое, плебейское, пошлое и дурное". И доказывает, что понятия Добро и Зло имеют классовый смысл, и преимущество остается за правящей стороной. "В более благородном аристократическом греческом способе оценки, слова дурной, низкий и несчастный звучат одинаково". В противовес этому затронут еврейский вопрос. "Только этот слабый и побежденный народ мог вывернуть устоявшиеся понятия о добре и зле". "Только в их понимании сильный и богатый алчен, а убогий и блаженный свят". Исчерпывающе. Далее речь идёт непосредственно о христианстве, которое неразрывно связанно с еврейским миром. Прощение грехов названо "искушением в самой жуткой и непреодолимой форме", а распятие – "опасной приманкой". По мнению Ницше, именно христианская мораль растлила общество. Философ негодует: "Благородные сильные поколения ушли", "Теперь правит пресмыкающееся, послушное вместо хищного зверя". Мыслитель теряет веру в человеческий дух. Он считает, что человек измельчал, стал добродушным и тихим. "Человеку всё наскучило, он всё отрицает". Нигилист, по его мнению, и есть скучный человек. "Вид человека утомителен, человек надоел" – говорит философ. Какие знакомые современные понятия мы встретим в книжке конца XIX века - Безразличие, Толерантность, Стадность, Смирение. Последнее у Ницше – "боязливая подлость". Тут он иронично говорит о ягнëнке, решившем стать добрым и скромным. Идеалы смирения он называет Фабрикой лжи. И называет создающих мораль Смирения – "Люди жажды мести" (ressentiment). Что достаточно убедительно докажет позже. "Не ведают, что творят" восклицает философ о морали "Любовь к врагам своим". Тут высмеяно ожидание блаженства и счастья после унижений и побоев. "Последний суд – вот чего ждут праведники". "Они любят Бога за то, что будет месть за их страдания", а им - Царство Божие. Именно Царство. Давайте вспомним о продиктованной морали правящей ячейкой общества. Это наталкивает на мысль, что у морали соперников единый источник – власть. Ницше приводит в доказательство теории о "жажде мести" слова Фомы Аквинского: "И увидят блаженные в царствии божием страдания осуждёненных за земные грехи. Это должно быть приятно блаженным. Их это успокоит". Результатом стало мнение, что "Рим пал перед Иудеей", "Позже еще раз в Французскую революцию". "Знать пала под напором народных инстинктов жаждущих мести" – так назвал Ницше итог революции. Но тогда это уже окрепший ягненок в ярости затоптал и загрыз старого заскучавшего волка. Не смотря на неприязнь к революции, мыслитель восторгается её лидером - "Наполеон синтез бесчеловечности и сверхчеловечности".

Второй трактат о Долге и Жестокости. Тут просто приведу фразы из Трактата: "В древности жестокость считалась нормой и даже обожествлялась", "Пытки и казни так не шокировали общественность", "В жестокости есть торжественность". Действительно, и наш современник испытывает некоторое удовольствие от жестокого зрелища. Сегодня в этом стали помощьниками кинематограф и компьютерные игры, в которых даже тщедушный способен карать. Человек может наслаждаться жестокостью. Эта черта отобразилась и в сфере искусства. Ницше приводит в пример творчество Гомера - "Поэта вдохновила жестокость". Далее философ возвращается к мысли о влиянии христианской морали - "Человек научился стыдиться своих инстинктов и утратил интерес к жизни". И приступает к размышлениям о Совести: "У агрессивного прямого и сильного человека чище совесть", о нечистой совести – "страсть к самоистязанию". Род и Бог названы им кредиторами, которые требуют вернуть долг и напоминают о обязанностях. И выводит такую схему: "Человечество, пожертвованное во всей своей массе процветанию отдельного, более сильного вида человека, – это был бы прогресс...". Всё бы ничего – человек предан своим идеалам, но далее германский мыслитель возмущённо изрекает – "В человеке так много жестокого!... Земля слишком уж долго была домом умалишëнных!..". Теперь всё встало на свои места. В заключение трактата философ обличает "гнилую, сомневающуюся в себе современность".

Трактат третий о аскетических идеалах. По мнению Артура Шопенгауэра – музыкант стал оракулом, жрецом. Вагнер находился под влиянием этого философа, со слов автора. Так музыкант становится метафизиком и берётся пропагандировать аскетические идеалы. Размышления на разные темы приводят Ницше к беспощадной статистике: "Всякий Философ стремится к оптимуму благоприятных условий. Брак это препятствие. Гераклит, Платон, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Шопенгауэр, не были женаты". Один Сократ был женат. Но статистика дело серьёзное.

В общих чертах, заключительный трактат получился самым неистовым и гневным. Кстати, этимология слова Гнев ведёт к греческому названию Богинь Мести - Ἐρινύες. Или к σαπρία – гниль (через церковно-славянский). Снова вернёмся к "Человеку мести" и "Гнилой современности". Так вот, Ницше пишет: "Человек болезненнее, неувереннее, переменчивее, неустойчивее любого животного, в этом нет сомнения, – он больное животное". С этим можно и не согласиться. Но подобные мысли выведены из опыта человечества: "За каждою олигархией - вся история учит этому - всегда скрыты тиранические вожделения". Мыслитель связывает падение морали изолгавшегося олигархического общества с эпидемиями и повальным суицидом в Европе с 1564 по 1605 год. Можно к этому добавить голод, охвативший большую часть Руси во время правления Бориса Годунова и продолжавшийся с 1601 по 1603 годы. Совпадение? Может и так. Эпидемии как раз возникли во времена "покаяния и искупления грехов". Философ связал это с лживой религиозностью Европы средневековья. Мы можем только добавить от себя – нечто подобное было в те годы и на Руси. Собственно, Годунов приходит к власти путём обмана народа и подкупа представителей Православной церкви, и укрепляется на троне убийством малолетного Дмитрия.

Ярость Ницше к заключению книги возвращается к деятелям искусства. Досталось и Гомеру, и Данте, а теперь и Гетэ. Его он называет жрецом-аскетом. Якобы от них все зло и происходит. Но хвалит Платона, называя его величайшим врагом искусства.

Самое интересное, что Библия вовсе не чужда Ницше. Новый завет он не любит, Ветхому же отдаёт дань уважения.