Найти в Дзене
Провинциальные хроники

Качеству образования в России пандемия — не помеха. За последние два года оно улучшилось

Здравствуйте, дорогие читатели! Думаю, что нет людей равнодушных к теме образования.

7 апреля состоялась онлайн-конференция на тему «Как изменилось качество образования в России». Она проходила в международном мультимедийном пресс-центре.

В ней участвовали:

— Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов;
— руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев;
— директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко.

Министр С. Кравцов скоро появится на экране.
Министр С. Кравцов скоро появится на экране.

О чём велась речь? О тесте PISA (Programme for International Student Assessment). Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.

Проходит раз в три года. Но из-за пандемии на один год во всём мире задерживается. И пройдёт очередной международный тест в 2022 году. А наши управленцы, выполняя указание Президента о том, что к 2024 году мы должны войти в десятку лучших стран мира по качеству образования, проводят пробу этого мониторинга ежегодно - и в 2019 году, и в 2020.

Можно проследить динамику нашего образования с 2000 года
Можно проследить динамику нашего образования с 2000 года

Первым выступил Анзор Музаев. Он сказал, что, несмотря на тяжёлые условия, в которых оказались школы осенью 2020, исследование в нескольких десятках школ всё-таки удалось провести. Они его проводят уже два года подряд, не учитывая международную практику в периодичности (1 раз в три года)

Проследите динамику двух последних лет. Нашим ведомствам есть, чем гордиться.
Проследите динамику двух последних лет. Нашим ведомствам есть, чем гордиться.

Музаев говорил это с такой гордостью, как будто сам оказался на месте учителей и учащихся в разгар пандемии. Он заявил, что

«Рособрнадзор в последние годы проводит очень много мониторингов. Это и ВПР, и всем знакомые экзамены в 9-х и 11-х классах. Есть у нас такая сущность, как НИКО (национальное исследование качества образования)».

В настоящее время, уважаемые учителя и родители, чиновникам удаётся оценивать школы по 13 показателям, но они планируют количество показателей довести до 20-ти и выше. Об этом тоже радостно заявил А. Музаев.

Управленцы собираются оценивать качество знаний на уровне муниципалитетов, «чтобы принимать правильные управленческие решения» и «развивать систему образования в целом».

Министр Сергей Кравцов выглядел слегка растерянным, но довольным. Он сказал, что несмотря на вынужденный уход детей на дистант, наблюдается позитивная динамика в качестве образования. Он подчеркнул, что

"Огромная работа была проделана Рособрнадзором, региональными министерствами по восстановлению тех объективных пробелов, которые могли возникнуть при домашнем обучении".
-4

Да, управленцы работают эффективно. Это же они восстанавливают пробелы в обучении, проводя ВПР, НИКО и другие мониторинги. Сколько сорвано уроков и тем не пройдено из-за желания «заботливых» чиновников провести оценку качества знаний.

А учителю учить когда? Между контрольными успевать, находясь в атмосфере вечной суеты, волнений и нервных стрессов? Никогда не понять чиновникам наверху, что они отнимают здоровье учителей и детей своими бесконечными мониторингами!

И та «точечная» помощь, о которой снова заявил министр, превращается в бюрократию – главное отчитаться, что конкретным школам помогли. А что это дало учителям и ученикам? Наверное, ничего, кроме подрыва здоровья и желания, чтобы оставили в покое и дали возможность спокойно учить и учиться.

Наконец третьим выступающим был директор ФИОКО С. Станченко. Он рассказал конкретно о результатах исследования PISA. По читательской грамотности Россия переместилась с 26 места на 24; по математической - с 33 на 27, а вот по естественно-научной опустилось с 33 на 36.

-5

По словам Сергея Станченко, период пандемии не слишком сильно повлиял на результаты, как ожидалось. По его словам, причина снижения естественно-научной грамотностью, как раз в том, что в период домашнего обучения ученики не могли заниматься в лабораториях и делать проекты в реальной жизни. А во многих школах дети занимаются в лабораториях? Сомневаюсь.

Если бы сейчас проводилось PISA, то, как сказали участники конференции, мы могли бы претендовать не на 14 место в мире по качеству образования, а на 13,5-е. Но это при условии, что другие страны понизят качество.

В общем, вы поняли, уважаемые читатели, что сверху "очень заботятся" о "качестве" образования наших детей и внуков, проводят предвосхищающие проверки и мониторинги, торопясь подвести итоги и оказать «точечную» помощь школам.

Кстати, в конце конференции С. Кравцову задали вопрос о том, как министерство помогает учителям добиваться высоких результатов в обучении. На что Министр ответил, что

1) ведётся работа в педвузах по данному направлению; 2) оказывается усиленная методическая помощь учителям; 3) усилилась помощь родителям в воспитании и развитии их детей.

Вот такая заметка у меня получилась. Пишите комментарии, мои читатели. Делитесь своими мыслями и опытом. Всего вам доброго!