На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.
Я родилась слишком поздно для колокола БАМа. Но духом романтики этой стройки было пронизано всё моё детство.
Новости с просторов комсомольской стройки, любимая книга, зачитанная до дыр в прямом смысле слова. Увы, вся эта романтика была слишком далеко и где-то в другой жизни. В моей жизни в это время была унылая манная каша с комками и ощущение бездарно проходящей жизни во время обязательного дневного сна.
Однако, где-то в глубине души гудели рельсы далёкого БАМа:
- Баммм, баммм...
Наверное поэтому я в конце концов оказалась в Тынде - столице БАМа.
Кто-то скажет - какая же чушь вся эта романтика. Не было ничего романтичного в прокладке железнодорожных путей в не самых простых условиях.
Возможно так оно и есть.
Романтика комсомольской стройки - это всё семидесятые-восьмидесятые года двадцатого века.
А начиналось всё не очень романтично. Скорее - трагично.
Ну вот. Я опять забежала вперёд.
Давайте пойдём в музей истории БАМа в Тынде и всё узнаем.
Для начала два слова про музей.
Если вы вдруг окажетесь в Тынде, очень советую выделить час или два, чтобы посетить его.
Перед посещением лучше позвонить (адрес и телефоны легко находятся в Яндексе) и уточнить, работает ли музей.
Что я и сделала.
Я позвонила и сказала, что мол, мы, группа туристов-энтузиазтов из Москвы хотели бы посетить этот замечательный музей.
Нас ждали, звонили мне уточняли, точно ли мы приедем.
Встретили, приветили, провели интересную экскурсию. А в конце на вопрос, сколько стоит всё это удовольствие, ответили, что пока у них всё бесплатно.
Как это? Я не знаю. Но пока вот так.
Располагается музей в здании похожем на детский сад. И внешне не производит впечатления.
Однако, будьте готовы к тому, что экскурсия может затянуться.
Итак, БАМ. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.
Разведка местности для строительства БАМа началась в середине двадцатых годов двадцатого века.
А уже к тридцатым годам на строительство БАМа были брошены силы заключённых ГУЛАГа, для чего был построен Бамлаг.
Согласитесь, всё это немного далеко от романтики комсомольской стройки.
Про это почему-то не писали в детских книгах и не пели в песнях.
Этой странице истории БАМа в музее посвящён достаточно большой раздел. В нём вещи заключённых, орудия труда и письма.
И документы, рассказывающие в чём была сложность строительства железной дороги в условиях вечной мерзлоты.
В 1958 году был сдан участок Тайшет — Братск — Усть-Кут. А потом строительство остановилось почти на 10 лет. Позже было принято решение продолжить строительство БАМа.
В апреле 1974 года БАМ был объявлен Всероссийской комсомольской ударной стройкой. И началась совсем другая история. Та, про которую писали книги и пели песни. И о которой мечтали некоторые из нас, которые в силу возраста и географии были слишком далеки от таёжной романтики.
Суровые условия, комсомольский задор, невероятные инженерные решения, адский труд - всё смешалось на этой стройке.
БАМ стал одним из самых дорогих проектов в СССР.
До сих пор не стихают споры, нужно ли всё это было.
Кто-то говорит о погубленных судьбах и загубленной природе.
Кто-то - о вызове, который дал толчок для развития в разных отраслях.
Кто-то - о трудовом подвиге.
Кто-то - о необходимости транспортной артерии в тех краях.
Лично меня восхищает то, что сделано. И радует, что проект строительства БАМа будет продолжен.
Да, наверняка можно было сделать по-другому. Но, как говорится, история не знает сослагательного наклонения.
Да и в моей душе, воспитанной пионерией и комсомолом, нет-нет да и откликается звучным словом БАМ вся эта история.
Из музея мы перемещаемся на станцию Тында. Надо же своими глазами увидеть рельсы БАМа (хоть они ничем и не отличаются от обычных рельсов).
Вокзал Тынды - современное красивое здание.
И лишь паровоз на привокзальной площади напоминает про славную историю.
Внутри - красивые панно. И, судя по расписанию, достаточно активная жизнь.
Никто не хочет из Тынды до Кисловодска прокатиться? Нет?
Странно. Занятное должно быть путешествие.
Но лично я пока как-то не готова к таким путешествиям. С меня и автомобилей достаточно.
А вот и рельсы. Наверное служба безопасности вокзала (кто там патрулирует - полиция, милиция?) были немного удивлены компанией странных людей, которые ходили по платформе, фотографируя всё подряд.
А потом и вовсе полезли рельсы щупать.
На этом про Тынду, БАМ и наше путешествие из Магадана в Читу - всё.
Надеюсь, вы не очень расстроились, что все истории закончились?
А для тех кто расстроился, шёпотом скажу, что спустя полтора месяца после нашего путешествия, в марте я снова вернулась в те края, где провела двадцать дней путешествуя из Якутска до Тикси и обратно.
Так что историй про дороги, Якутию и морозы будет ещё очень много.