Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Любой гитарист является «результатом» различных «влияний» и прослушивания музыки. Как же сделать свою игру уникальной?

Я всего лишь гитарист-любитель, который прекрасно осознаёт свои ограничения. И я не пытаюсь быть уникальным. Я просто хочу иметь возможность играть на гитаре так, как смутно представлял себе этот инструмент в подростковом возрасте.

Но я довольно рано заметил, что гитаристы имеют очень плохую привычку. Я скоро вернусь к тому, какую именно.

Я пришёл к гитаре после того, как сначала захотел уметь играть на «джазовом пианино». Мне было девять, когда я посещал несколько месяцев уроки игры на фортепиано. Но чего я не знал, так это того, что моя учительница не любила джаз. Наверное, ей никто не сказал, что я хочу импровизировать. Либо она просто не собиралась меня этому учить. Так что у меня было время усвоить некоторые базовые элементы теории музыки и элементарного фортепиано, прежде чем различные факторы заставили меня прекратить эти занятия... Поверьте, были веские причины, по которым я просто не мог просто найти себе другого учителя фортепиано.

Позже я слушал рок и джаз и хотел научиться играть на альт-саксофоне или гитаре. Я выбрал гитару, потому что гитары были намного дешевле и были более универсальным инструментом. На самом деле я начал с бас-гитары, что было весьма расчётливым решением сделать себя более востребованным. Я знал лично нескольких гитаристов, но не басистов. Позже я перешёл на гитару.

Я хочу сказать, что мне всегда нравилась другая музыка, кроме гитарной.

Итак, характерная дурная привычка гитаристов — слушать только гитарную музыку.

Я могу ошибаться, но мне кажется, что другие инструменталисты этим не страдают. Басисты должны слушать всех. Играющие на трубе и саксофоне слушают не только музыку для трубы и саксофона. Классические пианисты, вероятно, слушают вообще очень много самой разной музыки.

Это причуда, в частности, рок-гитаристов любителей — слушать только гитарную музыку или просто слушать очень мало музыки, не основанной на гитаре. Это означает, что они постоянно «переваривают» стили и приёмы предшествующих гитаристов, и в их игре никогда не используются новые подходы.

Но великие исполнители так не делали! Джон Маклафлин начал с прослушивания Джанго Рейнхардта и других гитарных джазменов, но затем его ум поразили Майлз Дэвис и Джон Колтрейн. С Робертом Фриппом это был Бела Барток. Джими Хендрикс хотел включить в свою игру ощущение секции валторны и силу голоса Литтл Ричарда. Адриан Белью, как известно, имитировал звуки компьютерных гудков и рев слонов, но он также внимательно слушал различные виды европейской народной музыки. Как вы можете услышать на его замечательном гитарном альбоме «Desire Caught by the Tail». И, конечно же, Джордж Харрисон дошёл до того, что брал уроки игры на ситаре у мастера-музыканта, и к тому времени, когда он вернулся к игре на гитаре, его игра значительно улучшилась в плане утончённости и чувствительности.

Видео: «Adrian Belew - Three Of A Perfect Pair (Live acoustic)».

Я впервые понял, насколько опасно слушать только гитаристов, прочитав замечание Ричи Блэкмора в «Руководстве по гитаре» Ральфа Дениера, много лет назад. Блэкмор посоветовал начинающим игрокам копировать соло на саксофоне, на том основании, что средний саксофонист исторически намного лучший музыкант, чем средний гитарист!

Итак, одна вещь, которую я делал за эти годы — это постоянно притворялся, что играю не на гитаре, а на чём-то ещё, и пытался подойти к инструменту с учётом этого. Я пробовал воспроизвести на гитаре фортепианную музыку, Баха или Бада Пауэлла. Однажды я адаптировал партию электронного фортепиано Рэя Чарльза из «What'd I Say».

Несколько лет назад мне подарили книгу об органе «Classic Hammond Organ: Know the Players, Play the Music» Стива Лоддера. Некоторое время назад я приобрел дешёвую педаль «Mooer E7», которая может немного имитировать звук органа. Так что я получил удовольствие, научившись играть отрывки из Джимми Смита, и вообще получил немного соул-джаза.

Токката из «Токкаты и фуги ре минор» BWV 565 Баха также звучит восхитительно неправильно, сыгранная на Telecaster через такую педаль! Я бы никогда не стал делать этого публично, потому что не выучил эту музыку должным образом, и потому, что это вызывает тень Кита Эмерсона. Но это приятно.

Другая педаль якобы имитирует трубу, поэтому я поигрался с некоторыми вещами Луи Армстронга. По крайней мере, это немного научило меня тому, как Армстронг формулирует свои мысли, потому что я не отвлекался на гитару, которая слишком похожа на гитару. Следующий шаг — пропустить всё это через эффект «вау-вау» и посмотреть, смогу ли я заставить это звучать так, как будто Майлз Дэвис играет с заглушкой...

Итак, вот что я делаю: я стараюсь добиться того, чтобы гитара звучала не как гитара.

По материалам публикации (англ.).