Это удивительно, но на двухкилометровой улице почти нет типовых коробок. Пятницкая в Замоскворечье кажется историческим заповедником. Здесь не так много прославленных шедевров зодчества, но каждый дом симпатичен, и прогулка греет душу.
Мы продолжаем архитектурную прогулку по Пятницкой улице с фотографиями зданий – хороших и очень разных.
Советская архитектура (внезапно!) – дом №37
Я никогда не был любителем советской архитектуры, однако этот дом эпохи нэпа – внезапно! – произвел впечатление. Да, фасад здания аскетично прост. Да, художественных средств у архитектора осталось немного. Но посмотрите, как он их использовал!
Изящный угол здания украшают лишь две полукруглые ниши на четвертом этаже и невысокий аттик. Цоколь дома выделен черным цветом – до середины заглубленных в ниши окон первого этажа. Все это при минимуме выразительных средств позволяет создать весьма выразительный силуэт.
Здание выстроено в 1924 или 25 году по индивидуальному проекту. Не сомневаюсь, что проектировал архитектор старой выучки. К сожалению, его имени мне найти не удалось.
Эклектика – №41с1
Одноэтажный особнячок 1870 года… сначала мне просто понравился. Потом я понял, почему он произвел такое впечатление. Обычно у подобных фасадов было нечетное число окон – три, пять, семь, девять… Иногда зодчий выделял центральное окно при помощи декора. Однако здесь окон – лишь шесть, а на месте седьмого – узкая филенка со слегка ассиметричным украшением. Эта филенка – создает изюминку! И на нее работают все остальные архитектурные детали.
Не знаю, кто здесь жил до революции (почти наверняка – купец), но с 1955 года и до наших дней в милом особнячке располагается редакция журнала «Иностранная литература».
Модерн – №49
В 1903 году архитектор Лев Кекушев построил для купца Константина Исаева два четырехэтажных доходных дома. Обычно пишут только об одном из них (№49ас2), фасад которого смотрел на улицу. К сожалению, сейчас его наполовину загораживает дерево и здание 2000 года, и у меня не получилось его снять нормально.
Про второй кекушевский дом (№49с1) не пишут, а зря. По-моему, он благороден и выразителен! Длинное здание стоит торцом к Пятницкой и потому выглядит как башня. Фасад визуально разделяется на несколько неравных поясов. Архитектор «поиграл» с окнами разной высоты и их архитектурной отделкой, первый и последний этажи выделены рустами и горизонтальной тягой. На крыше дома – симпатичный аттик.
Особой роскоши нигде нет, но все выглядит элегантно.
Классицизм – церковь Троицы в Вишняках (№51с1)
Архитектуру храма в стиле классицизма мне не хочется описывать, церковь – сама красота. Имеющий очи, пусть смотрит!
Эту красоту построил неизвестный архитектор. Иногда пишут об Афанасии Григорьеве (крепостной зодчий, выкупившийся на свободу: создал Большое Вознесение у Никитских ворот), но авторство оспаривается. Храм в нынешнем виде достроен в 1824 году, в 1826 создали колокольню. Однако первую каменную церковь на этом месте воздвигли еще в конце XVII века.
Неоклассика – №53с1
На Пятницкой немного больших зданий. Одно из них было построено в 1915 году архитектором Федором Ганешиным для фабриканта Владимира Третьякова. Громада доходного дома занимает целый квартал между Вишняковским и 1-м Новокузнецким переулками. Любой такой проект – суровое испытание для зодчего (и в наши дни такой экзамен почти всегда кончается провалом). Чем больше дом, тем трудней его сделать гармоничным, человекоразмерным. Как это получалось век назад?
Федор Ганешин испытание выдержал. Правда, в 1940 году силуэт здания был изменен, дом вырос с четырех до семи этажей… но это еще довольно деликатная надстройка. Бывает намного хуже.
Длинный фасад удачно оживляется пилястрами, эркером и ризалитами, поэтому не выглядит монотонным.
Снять здание полностью было трудно, даю только фрагменты.
Неоготика – №65 (Дом с орлом)
Название дому дала вот эта любопытная деталь:
Орел (кажется, белоголовый сип) устроился над стрельчатой аркой подъезда. Доходный дом Владимира Смирнова был построен в 1911 году в неоготическом стиле и увенчан островерхими башенками. Здание и со двора хорошо выглядит (хотя в то время дворовыми фасадами пренебрегали).
Зодчий, Сергей Михайлович Гончаров, был отцом знаменитой художницы Натальи Гончаровой и внучатым племянником другой Натальи Гончаровой – жены Пушкина.
И еще классицизм – №67
Напротив здания с орлом, через переулок, стоит ровесник Пушкина – дом №67. Он был построен на рубеже XVIII и XIX веков и принадлежал московским купцам. В 1840-х годах здание перестраивалось, его декор стал скромнее. Недавно реставраторы постарались вернуть особняку первоначальный облик.
Эффектная полуротонда на углу бросается в глаза, и вы вряд ли пройдете, не заметив этого благородного здания.
Другая сторона Пятницкой (особняк Вильгельмины Рекк, храм св. Климента папы Римского, домик, где жил Толстой) – в следующей статье.
Каталог статей моего журнала (история, краеведение) вы можете посмотреть здесь.
Читайте также:
Дом на три улицы. Здесь жили и Салтыкиха, и доктор Гааз
Замоскворечье: 12 самых старых фотоснимков середины XIX века
Из уст в уста. Как рассказ о пугачевском бунте жил 170 лет