Снега в округе становится меньше, земля размокает, всюду появляются лужи и всевозможные разливы, и мой вездеход, Турист, стоя рядом с крылечком, все чаще и чаще беззвучно завет меня съездить покататься куда-нибудь — например, когда я выходу покурить, и неизбежно его вижу. Благо, доработки конструкции почти завершены и я все меньше и меньше беспокоюсь за то, что с ним может случиться что-нибудь где-нибудь далеко от дома.
И тут как раз настал мой день рождения, который, по старой-доброй традиции надлежало провести в поездке по каким-нибудь дебрям. Погода в этот день стояла ужаснейшая: все было точно так, как мы любим, то есть дул противный холодный ветер и шел мелкий, не менее противный дождь. Кроме того, я давно хотел разведать кое-какое направление на предмет наличия там дороги, по которой можно было бы попасть в один стратегически важный район. В общем, мы взяли термос с чаем, бензопилу, торт, погрузились в вездеход и я завел двигатель.
Должен сказать, что подозревать о том, что наш вездеход не предназначен для зимней эксплуатации, я начал уже давно. И, действительно, чем меньше становилось снега, и чем более топкими делались грунты вокруг, тем лучше и легче машина ехала по этому всему. Так было и сайчас, когда мы с лязгом катились по огромным заброшенным и частично заросшим полям бывшего колхоза, располагавшегося в нашей деревне.
Буквально только что мы форсировали старый ирригационный канал без всякого напряжения, и дальше, подмяв под себя кусты, которые за нашей кормой снова распрямлялись, как будто мы ехали по очень толстой траве. Дальше снова началось на мокрое поле, сплошь покрытое проталинами, и вездеход по нему поехал еще бодрее и легче.
Вообще, наши места у меня очень часто вызывают ассоциации с романом Стругацких «Улитка на склоне». Тут постоянно все меняется — одни дороги стремительно зарастают, полностью сливаясь с окружающим лесом; другие, наоборот, в одночасье появляются там, где еще недавно стояли девственные дебри. Потом и они, конечно, точно так же будут поглощены все тем же лесом или болотом, которое может вдруг разверзнуться буквально где угодно.
Здесь тонет и исчезает человеческая техника, а природа показывает свой совершенно неуправляемый характер и сокрушительную силу. Здесь совершенно бесполезна любая «официальная» картография, потому что при постоянном взаимодействии человека и леса ландшафты меняются слишком быстро.
Не успеет на каком-нибудь космическом снимке появиться новая вырубка, как на деле окажется, что на месте той вырубки давно уже выросли непролазные осиновые джунгли, а дороги и след простыл. Зато другая вырубка и другие пути к ней появились в каком-то другом месте.
И поэтому главной задачей сегодняшней поездки была разведка и нанесение актуальных путей на карту: я просто ищу кратчайший путь к близлежащей сети технических дорог, по которой можно попасть во многие очень интересные места.
Легко пробежав с километр по полям и светлым перелескам, мы добрались до дороги. Когда-то я ездил уже по ней на буханке, летом. С цепями на колесах я в тот раз добрался до небольшой полянки поблизости и дальше ехать не решился, но теперь мы собирались пробираться по ней так далеко, как это только будет возможно. Сейчас на дороге лежал мокрый снег, достававший мне до колена и неизменно сыпавшийся в сапоги противными холодными кусками, когда я попытался пройти немного вперед и посмотреть что там. Мы тронулись, и оказалось, что тут двигаться было уже сложнее, чем по полю, хорошо прогреваемому солнцем.
Подтаявший тяжелый снег представлял собой сплошную скользкую кашу, гусеницы буксовали, мне постоянно казалось, будто мы едем по нескончаемому слуду. Пришлось здесь нам умерить свою прыть, с 4й передачи переключиться на 3ю и ползти со скоростью 5-6км/ч. Кто-то зимой ездил по этой дороге на буране, а буранка для гусеничного вездехода с дифференциальным поворотом — это самое сложное препятствие. Машину постоянно норовило развернуть и стащить с дороги, но мы ползли и ползли, иногда останавливаясь передохнуть и поглядеть в пешем порядке, что происходит дальше. Так осталась позади и знакомая полянка, дорога становилась все тяжелее, и я знал, что скоро мы доберемся до большой старой вырубки, где, возможно, ехать станет совсем тяжело.
Да, действительно. С того момента прошло минут 40. Мы стоим в луже среди кустов и пней, я думаю, что делать дальше. А дальше остается только аккуратно развернуться и поползти назад, к дому. Здесь совсем неуютно. Наша дорога давно потерялась, мы попробовали потыркаться туда и сюда, но все эти движения в итоге завели нас в довольно опасное место, состоящее сплошь из мелких пеньков. Там где мы сейчас стоим, раньше, видимо, ездил харвестер, а по его следам не стоит ездить даже на вездеходе.
Я уже писал, что поездка была разведывательной, и целью ее являлось картографирование этого самого пути. Не видя местности «в натуре» я обычно руководствуюсь спутниковыми снимками и предполагаемые дороги, которые возможно на них разглядеть, начерно наношу на карту. Вот это самое место я как раз ошибочно идентифицировал как такую дорогу, но ничего подобного в реальности тут не было.
Впрочем, мы остались вполне удовлетворены результатами. В следующий раз, кстати, я могу написать о своем методе, если вам интересно. В несколько приемов я развернул машину и принялся очень осторожно выруливать туда, откуда мы приехали. Там уже можно будет спокойно по собственной колее выбраться обратно в наши светлые приветливые поля.
И вот опять проходит час. Мы стоим с шикарным видом на реку и едим торт с чаем — все-таки у меня сегодня день рожденья и это наш праздничный обед! И как все-же прекрасны сейчас эти поля! Торт скоро будет съеден, а я хочу проехать до села более прямым и простым маршрутом, чтобы не скакать через все эти ирригационные каналы.
Ранняя весна в этом году, конечно, не балует хорошей погодой и теплом. Идет дождь, лежит там и сям мокрый снег, и где его нет, проглядывает мокрая прошлогодняя трава бежевого цвета; виднеются со всех сторон печальные голые кусты; ногам в мокрых сапогах холодно, да и вообще весь я какой-то мокрый и холодный.
Но ничего, когда-нибудь это кончится, и выйдет солнце, природа оживет, станет суше и приятнее. Дома нас ждет горячая печь, мягкое сухое кресло, и когда мы проедем еще немного, то даже и сам дом станет виден среди мокрых туманных северных ландшафтов и других домиков, расположившихся на другом берегу реки. Вот так вот прошел мой день рожденья.