Еще один день в школе. Прозвенел звонок и вы нехотя входите в класс. Начинается урок — пора объяснять новую тему. Только сегодня вы не подготовили интересные задания, вознаграждения за ответы и новые идеи для физминутки. Потому что сил, энергии и желания просто нет. Вы не в форме: все валится из рук — дети чувствуют ваше состояние и расслабляются. Вы недовольны собой, уроком, отдачей детей. Кажется, усталость и недовольство работой накопились настолько, что пора увольняться.
Дома мысли о работе портят настроение. Вы ощущаете себя белкой в колесе, в итоге — теряете мотивацию и не понимаете, для чего вообще все это делаете. А дети все чувствуют: теперь и от них мало отдачи.
Школьная система, условия и коллектив не устраивают. Да и должность тоже не нравится. Педагог задумается: «а моя ли это профессия — учить»?
Но прежде чем нести увольнительную на стол директора, проанализируйте ситуацию. Возможно, вас настиг он — профессиональный кризис.
Чтобы пережить этот непростой период, надо понять, какой именно тип профессиональной неудовлетворенности вы проживаете:
1. Кризис на стадии профессиональной адаптации.
Вы молодой педагог, недавно окончили университет и пришли в школу. Сейчас проходите стадию профессиональной адаптации: становитесь самостоятельным специалистом.
Параллельно основным обязанностям выстраиваете отношения в новом коллективе. Столько всего навалилось: работа с документами, планы уроков (так еще ведь надо все по ФГОС), дети не дают покоя — уже голова раскалывается... Все это нередко приводит к стрессу. Первые недели и месяцы многие педагоги вспоминают как не самый простой во всей практике.
Но новая система, отношения и график на самом деле не виноваты в вашем состоянии. Главная причина профессионального кризиса молодых педагогов — несовпадение реальной работы педагога с университетскими представлениями и ожиданиями.
Ведь вспомните! Вы только и мечтали окончить университет и пойти преподавать. Каждый урок был расписан — столько идей в голове. Интерактивные технологии, игровые практики, квесты… Но тут директор запрещает (не по ФГОС), там времени просто нет — на заполнение журнала только уйдет два дня. И розовые очки понемногу спадают с глаз.
Что чаще всего не устраивает молодых педагогов?
- условия труда
- политика администрации учреждения
- отношения в коллективе
- зарплата
У некоторых учителей адаптация проходит очень непросто: реальная ежедневная рутина вызывает потрясение, фрустрацию, напряжение, гнев.
И здесь есть 2 пути решения:
Конструктивный
Вы погружаетесь в работу, все свои силы направляете на педагогическое развитие, чтобы как можно скорее завершить период адаптации.
Не бойтесь просить помощи у опытных педагогов , ведь они тоже были на вашем месте и наверняка помнят, как им не хватало навыков и уверенности в себе, не всегда удавалось все успевать и находить подход к ученикам.
Не вините себя за ошибки, просто старайтесь совершенствоваться при решении каждой задачи.
Деструктивный
Да, можно уволиться, пойти снова учиться, сменить специальность. И это — тоже выход, если вы на практике поняли, что педагогика — не ваше. Рубить с плеча — не лучший вариант. Постарайтесь подойти к вопросу осознанней.
Если педагог думает, что ему больше некуда пойти, а работа не нравится, то он может просто начать халтурить, преподавать для « галочки » . Здесь ключевую роль играют личные принципы.
2. Кризис профессионального роста и карьеры.
С ним сталкиваются педагоги после 3-5 лет работы в школе.
На этом этапе учитель уже хорошо знаком со спецификой преподавания, не пугается новых обязанностей, нашел свой преподавательский стиль, скорее всего ведет класс, а отношения с коллегами налажены.
Но наступает момент, когда педагог:
- пресытился или недоволен статусом, должностью;
- начинает сравнивать свои успехи с чужими.
В других специальностях иногда нет карьерных перспектив, но педагог всегда может развиваться через курсы повышения квалификации.
Например, сегодня активно внедряется система инклюзивного образования. Поэтому общество нуждается в квалифицированных специалистах для работы с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). И это только одна масштабная альтернатива для карьеры педагога.
Если педагог не сможет понять, что с ним вообще происходит, что ему нужно и куда двигаться, то, столкнется с дискомфортом, психологической напряженностью и даже депрессией.
Кто-то отвлекается от кризиса на досуг, хобби, но это помогает только на время, ведь не устраняет проблему.
3. Кризис нереализованных возможностей
Этот вид кризиса случается с особо трудолюбивыми преподавателями, которые достигают мастерства и в один момент просто перерастают профессию. Они понимают: нужно больше. Силы есть, но непонятно куда их вложить.
В школе нет условий, чтобы показать все свои профессиональные качества, творческий потенциал. Все это приводит педагога к неудовлетворенности собой, выполняемой работой и окружающими людьми.
Позитивный выход из такого кризиса: новаторство, профессиональная активность сверх нормы.
Педагоги с большим стажем могут внедрять в свою деятельность цифровые технологии, смешанное обучение. Важно посмотреть на деятельность под другим углом, увидеть новые возможности. А применение инновационных технологий — всегда вызов, ведь они быстро меняются.
Вывод — кризис нельзя игнорировать, каким бы он не был.
Необходимо понять: переломные моменты неизбежны и они не делают вас плохим педагогом. Стоит бояться не кризисов в профессии, а негативных способов выхода из них, ведь это может привести к крушению профессиональных надежд.
Если вы будете отвлекаться на быт, хобби или даже алкоголь — это серьезно навредит профессиональным качествам. Сильная личность понимает: профессиональный кризис — это период осознаний и возможностей для карьерного развития.