Найти тему
SUVE Capital Management

Инвестиционная идея Tesla - обновление

Tesla Inc. (TSLA) – ведущий мировой производитель электромобилей (electric vehicle, EV), солнечных панелей и накопителей электроэнергии. Компания продаёт свою продукцию напрямую клиентам через вебсайт и собственные оффлайн точки продаж.

Бизнес разделён на 2 сегмента: автомобильный и энергетический.

Автомобильный сегмент (automotive) включает разработку, дизайн, производство, продажу и лизинг электромобилей. Сюда же относится выручка от продажи регуляторных квот (credits) на выбросы углекислого газа (CO2). Крупнейший сегмент по выручке, почти 94% совокупных продаж.

Модельный ряд:

Model 3. 4х-дверный среднего размера (mid-size) седан для массового спроса. Длина 4,7 м, ширина 2,09 м. Поставляется с 2017 г. Производится на фабриках во Фримонте (Fremont, США) и Шанхае (Китай). Самая популярная модель. Продается в комплектациях: Standard Range Plus, Long Range и Performance. Standard разгоняется до 60 миль/ч (96,6 км/ч) за 5,3 сек. Максимальная скорость 140 миль/ч (249 км/ч). Запас хода на одной полной зарядке батареи равен 263 мили (423 км). Цена от $38 тыс. Здесь и далее указаны цены на территории США, в Китае и других странах цены отличаются.

Model Y. Компактный кроссовер (или sport utility vehicle, SUV), вмещающий до 7 пассажиров. Длина 4,75 м, ширина 2,1 м. Производится на той же платформе, что и Model 3. Поставки начались в марте 2020 г. Доступно два варианта: Long Range и Performance. Long Range разгоняется до 60 миль/ч за 4,8 сек. Запас хода 326 миль (525 км). Максимальная скорость 135 миль/ч (217 км/ч). Цены начинаются от $50 тыс. За 7 местный Performance придётся выложить не менее $61 тыс.

Model S. Длина седана 5 м, ширина 1,96 м. Максимально может вместить 5 взрослых и 2 детей (2 доп. кресла в багажном отделе). Поставляется с 2012 г. Комплектации Long Range, Plaid и Plaid+. Разгон до 60 миль/ч за 3,1 сек (Long Range). Максимальная скорость 155 миль/ч (249 км/ч). Запас хода 412 миль (663 км). Цены начинаются от $80 тыс.

Model X. Средних размеров SUV, длина 5 м, ширина 2,08 м. Поставки начались в 2015 г. Продается в 2 вариантах: Long Range и Plaid. Long Range разгоняется до 60 миль/ч за 3,8 сек. Запас хода 360 миль (579 км). Максимальная скорость 155 миль/ч. Цены начинаются от $90 тыс.

Как видно выше, Model 3 и Y - это массовый сегмент, «эконом вариант». Имеют ограниченные возможности. Model S и X относятся к премиум сегменту, обладают наилучшими характеристиками в модельном ряду Tesla, в т.ч. наибольшим возможным запасом хода на одной полной зарядке батареи. Название модельного ряда придумано Илоном Маском, чтобы получить слово SEXY, с той лишь разницей, что E заменено на 3. S3XY Cars. Торговая марка Model E принадлежит Ford (F).

Покупатели электромобилей пользуются различными льготами. До 200 тыс. авто в год подходят под налоговый кредит $7,5 тыс в США. Действуют и местные стимулирующие выплаты. Например, в Калифорнии владелец EV получает $1,5 тыс. от штата (California Clean Fuel Reward).

В разработке находятся:

Roadster. 4 местный спорткар, был представлен в 2017. Разгоняется до 60 миль/ч за 1,9 сек. До 100 миль/ч (161 км/ч) разгоняется за 4,2 сек. Максимальная скорость – выше 250 миль/ч (400 км/ч). Запас хода на полной зарядке 620 миль (998 км). Базовая цена $200 тыс. для резервирования, плюс $50 тыс за резерв для владельцев первых 1000 шт. Поставки ожидаются в 2022 г.

Cybertruck. 4х-дверный пикап с футуристическим дизайном. Длина 5,89 м, ширина 2,03 м. Планируется исполнение с 1, 2 или 3 моторами. С 1 мотором разгоняется до 60 миль/ч за 6,5 сек. Вместимость багажника 100 куб. футов (2,8 куб. м), грузоподъемность 1,6 тонны, буксировочная способность 3,4 тонны. Запас хода на полной зарядке 250 миль (402 км). Производство начнется в конце 2021 г., поставки ожидаются в 2022 г. Стартовая цена от $40 тыс.

Cybertruck
Cybertruck

Semi. Крупнотоннажный грузовик. Представлен публике в 2017 г. Разгоняется до 60 миль/ч за 20 сек, при полезной нагрузке 80 тыс. фунтов (36,3 тонны). Запас хода от 300 до 500 миль (483-805 км). Расход менее 2 КВт/ч на милю. Цена от $150 тыс. Tesla ожидает, что затраты на транспортировку в расчете на 1 кг груза у Semi будут ниже в сравнении с обычными бензиновыми тягачами, с учётом срока владения, стоимости ремонта и экономии на топливе. Компания также декларирует большую безопасность за счёт центральной позиции водителя, самых современных систем навигации и технологий автопилота. Старт поставок несколько раз откладывался, сейчас речь о конце 2021 г.

Все модели Tesla оснащены автопилотом. Компания постоянно работает над улучшением программного обеспечения.

Tesla продаёт EV напрямую и через дилеров. Также есть опция лизинга напрямую у Tesla. Клиенты в США и Канаде могут взять EV в лизинг на срок до 4 лет, а затем выкупить электромобиль или вернуть его Tesla. Лизинг в целом не растёт и имеет незначительную долю в общей выручке, а в 2019 снизился к 2018. Компания, таким образом, также продает и подержанные EV.

Tesla осуществляет платное сервисное обслуживание клиентов. В отчёте за 2020 г. указано, что точек продаж и обслуживания у компании 523.

Инфраструктура. Tesla владеет и управляет сетью зарядных станций SuperCharger. Сеть включает более 2,5 тыс. станций #Superchager в Северной Америке. Также имеется более 23 тыс. зарядных пунктов. Число станций выросло на 41% г/г, а по итогам 3Q20 было 2,2 тыс. Supercharger позволяет зарядить до 200 миль (322 км) за 15 мин. Сейчас доходы от этого бизнеса отдельно не выделяются, входят в состав выручки автомобильного сегмента. Но в будущем при расширении сети зарядных станций и росте числа электромобилей, выручка по данному направлению может быть весьма существенной.

Gigafactory Shanghai
Gigafactory Shanghai

Производство. Важный вопрос для инвесторов Tesla. Темпы роста и доля на рынке зависят от скорости увеличения объёмов производства. Tesla строит несколько заводов (т.н. gigafactory) в разных точках планеты, есть планы по новому строительству.

-3

Итого сейчас максимальная мощность производства - 1050 тыс. электромобилей в год. Масштабные проекты Tesla, очевидно, в несколько раз могут увеличить производственные мощности компании.

Результаты по производству и поставкам в 2018-2020 гг., в ед.

-4

Очевидно, что потребители переориентировались с более дорогих Model S / X на сравнительно более дешёвые Model 3/ Y. Спрос на премиум модели Tesla падает год от года. Можно предположить, что клиенты не видят смысла переплачивать за более дорогие модели. Что ставит под сомнение идеи многих аналитиков о том, что якобы Tesla «это не электромобиль, а iPhone на рынке автомобилей». У Tesla очевидная проблема с премиум сегментом. Компании нужно предложить улучшения Model S / X, чтобы поддержать и стабилизировать продажи.

Данные по производству и поставкам Tesla за 1 кв. 2021 г. можно посмотреть по ссылке.

Энергетический бизнес (Energy generation and storage).

Системы хранения энергии. В 2020 г. было поставлено продуктов на общую мощность 3 ГВт-ч против 1,65 ГВт-ч годом ранее и 1,04 ГВт-ч в 2018.

PowerWall. Решение для частных домов. Энергоёмкость 13 КВт-ч. Пиковая мощность 7 КВт. Устанавливается на улице или в помещении. Температурный режим от -20° до +50° C. Гарантия 10 лет. Поставки начались в 2016. Позволяет использовать в ночное время накопленную днём солнечную энергию.

PowerWall
PowerWall

PowerPack. Энергоёмкость 232 КВт-ч. Пиковая мощность до 130 КВт. Температурный режим от -30° до +50° C. Используется сетевыми компаниями (utilities) и любыми фирмами для увеличения эффективности и надёжности энергоснабжения. Решение позволяет частной компании построить собственную электрическую сеть, с возможностью автономной работы, в особенности в моменты blackout. PowerPack может питаться от солнечных панелей или от обычной сети. Поставки начались в 2017.

MegaPack. Энергоёмкость до 3 МВт-ч. Для крупных индустриальных проектов и сетевых компаний. Может применяться для проектов свыше 1 ГВт-ч. Tesla заявляет, что MegaPack могут быть установлены в 10 раз быстрее и занимают на 40% меньше места, чем аналогичные решения. В частности, применяется для сглаживания непостоянной генерации солнечных панелей из-за непогоды. По слухам, MegaPack планирует приобрести для своих солнечных ферм компания Apple. Поставки начались с 2019.

На текущий момент все продукты для хранения энергии производятся на гигафабрике в Неваде. Производство совместное с Panasonic, площадка арендована.

Здесь же стоит упомянуть, что Tesla может стать лидером на рынке батарей для EV. Компания может освоить продажу батарей другим автопроизводителям как отдельный сегмент бизнеса. План по запуску производства батарей под Берлином с максимальной мощностью до 250 ГВт-ч в год - яркий пример.

Солнечные панели. В 2020 г. Tesla поставила солнечных панелей на 205 МВт в сравнении с 173 МВт в 2019.

Solar Roof. Tesla устанавливает панели на крыши частных домов. Одновременно устанавливается PowerWall. Клиенты получают возможность отслеживать и контролировать энергопотребление своего дома с мобильного приложения. Solar Roof подразумевает установку при строительстве нового дома. По сути крыша изначально ставится компанией Tesla.

Солнечные панели на существующие крыши. В этом случае панели устанавливаются поверх текущего покрытия крыши дома.

Tesla использует собственные инверторы. При этом большинство компонентов для систем компания покупает у поставщиков. Инсталляции солнечных панелей продаются напрямую клиентам и через партнёров. Приобрести систему солнечных панелей можно в лизинг. Также есть продажи по соглашениям о поставке мощности (power purchase agreement, PPA), а также в ряде штатов доступна покупка солнечной электроэнергии по подписке.

Производство солнечных панелей осуществляется на гигафабрике в штате Нью-Йорк.

Финансы. Итого структура бизнес выглядит следующим образом.

Выручка по сегментам, млн USD
Выручка по сегментам, млн USD

По факту растут только продажи авто. Поступления от лизинга в 2017 были $1107 млн, т.е. этот сегмент просел. Да, выручка авто сервиса и энергетический сегмент растут. Но сильно отстают от темпов роста основного бизнеса. В 2017 выручка энергетического сегмента была около 10% от совокупной выручки Tesla, а сейчас 6%. Среднегодовые темпы роста (CAGR) совокупной выручки Tesla за последние 5 лет +51%, а за 9 лет +75%.

-7

У компании отрицательный чистый долг. Денежные средства и эквиваленты на счетах $19,34 млрд. EBITDA $5,8 млрд. Подробнее об отчёте за 4Q20 здесь.

Рынки. Рынок электромобилей сейчас оценивается в $162 млрд, согласно подсчетам Allied Market Research. Существуют различные прогнозы роста рынка электромобилей. MarketsandMarkets ожидают, что к 2030 г. в мире будет ежегодно продаваться 27 млн EV. Уже в 2025 г. Statista прогнозирует продажи 110 млн авто. Также считает и Report Linker. Это эквивалентно доле 20-25%. Мы считаем, что глобальный тренд – исчезновение ДВС на бензине и замена его на биотопливо, полученное из возобновляемых источников. Плюс, естественно, рост доли EV. Таким образом, 25% к 2030 г. мы считаем консервативным прогнозом. Более 50% автомобилей будут либо электрические, либо заправляться биотопливом. Бензин уйдет в прошлое из-за налогов и сохранится только в странах 3 мира.

В ближайшие годы рынок EV продолжит динамично развиваться из-за экологической повестки. Стимулирование рынка включено в инфраструктурный план Джо Байдена.

Statista ожидает, что в 2030 г. глобальный авто рынок будет равен $3,8 трлн. Million Insights прогнозируют объёмы продаж EV на уровне $1,2 трлн к 2027 г., CAGR 41,5%. Allied Market Research считает, что рынок вырастет до $802,8 млрд к 2027 г. с CAGR 22,6%.

Максимальный потенциальный размер рынка для Tesla – 110 млн авто или $1,2 трлн.

Рынок PV (солнечных) панелей сейчас оценивается в $76,6 млрд. MarketsandMarkets прогнозируют, что он достигнет $113,1 млрд к 2025 г., CAGR 8,1%. Солнечная энергетика самый бурно развивающийся сегмент в мировой энергетике. Доля около 3% в мировой генерации электричества. В 2020 г. на долю возобновляемых источников энергии пришлось 82% введенных мощностей, против 73% в 2019. Международное энергетическое агентство (IEA) прогнозирует, что 95% установленной мощности до 2025 г. придётся на ветряную и солнечную энергетику, из них не менее 60% - солнечная. На долю ВИЭ сейчас приходится 28% общемировой генерации. К 2050 г. эта доля превысит 50%, согласно прогнозам IEA.

Дополнительно про тренды на рынке электроэнергии вы можете почитать здесь.

Wood Mackenzie прогнозирует рост рынка хранения энергии с CAGR 31% к 2030 г. В основном за счёт установленной мощности в частных домах. Размер рынка вырастет в 5 раз до $100 млрд. Lux Research считает, что к 2035 г. рынок дорастёт до $546 млрд. Рост с 164 ГВт-ч до более чем 3 ТВт-ч. IEA ожидает, что ускорится ввод новых мощностей именно решений с батареями, а не ГАЭС. Однако в мире есть разработки перспективных водородных технологий и ТАЭС (твердотельная аккумулирующая электростанция).

Зарядные станции. Дальнейшее расширение сети зарядных станций Supercharger может привести к тому, что Tesla станет крупным игроком рынка. Сейчас объём рынка бензина для розницы в США составляет около $100 млрд, согласно IBISWorld.

Конкуренция. Tesla работает на высоко конкурентных рынках. На рынке электромобилей в последние годы конкуренция обострилась очень сильно, все автопроизводители выпускают EV и приходят новые стартапы. У Tesla по итогам 2020 г. 16% глобального рынка EV, согласно подсчётам Statista. На 2 месте Volkswagen Group с 13%. В топ-5 также входят китайская SAIC Motor, альянс Renault-Nissan-Mitsubishi и BMW. Активно развивающиеся стартапы: BYD, NIO, Xpeng, Li Auto, Rivian, Nikola, Lucid Motors и т.д. О конкуренции на рынке EV мы писали также здесь.

В секторе солнечных панелей для частных домов SolarCity (поглощена Tesla в 2016) в 2015 г. имела долю рынка выше 30% в США. А в 2019 – немногим выше 6%. В 4 кв. 2020 г., согласно Wood Mackenzie, доля Tesla составила 7,6% за счет агрессивной ценовой политики. Конкурентами Tesla (SolarCity) являются: Sunrun (RUN), Freedom Forever, Titan Solar Power, Trinity Solar, Sunnova (NOVA), SunPower (SPWR) и др. Это только в США. Илон Маск в январе обещал, что компания сфокусируется на солнечных панелях в этом году. CEO Tesla рассчитывает, что компания сможет вернуть себе лидерство на этом рынке.

Рынок систем хранения энергии остаётся относительно новым. Согласно данным IEA, в 2018-2019 гг. ежегодно было установлено около 3 ГВт мощности. Frost & Sullivan ожидают, что к 2025 г. ежегодные установки будут 23 ГВт. Сейчас 97% рынка приходится на ГАЭС (гидроаккумулирующие электростанции). IEA прогнизирует, что к 2023 г. доля ГАЭС снизится до 86%.

Оценка. Текущие мультипликаторы оценки. Рыночная капитализация $644 млрд. Сейчас компания оценена в 20 годовых выручек, т.е. P / S = 20. "Стоимость бизнеса / годовая EBITDA" (EV / EBITDA) = 110. Прогнозный P/E 2021 = 120. На первый взгляд, очень дорого. Для автопроизводителя нормальной считается оценка EV / Sales = 1. Например, примерно такая оценка у Ford, с учетом "скидки на COVID-19". У Toyota Motor (TM) около 1,5. У Tesla EV = P (price, рыночная капитализация). Но Tesla не считается обычным автопроизводителем. Илон Маск считает, что энергетический бизнес принесёт Tesla примерно половину выручки в долгосрочной перспективе.

Очень сложно оценить перспективы продаж на таких рынках, как солнечные панели в частном секторе и системы хранения энергии / накопители энергии. Эти рынки сильно подвержены изменениям в связи с постоянными инновациями. Но мы попытаемся рассчитать справедливую стоимость бизнеса Tesla. Это полезно для понимания, хотя и не даёт точный ориентир стоимости.

Главный вопрос, на который надо ответить: «Какой объём продаж вы ожидаете от Tesla на рынке электромобилей через 5-10 лет?». Сегодня лидеры Toyota и Volkswagen с продажами около 10 млн авто в год, даже с учётом падения в 2020. А в 2019 у той же Toyota было почти 11 млн. Оптимисты очевидно, рассчитывают на то, что Tesla выйдет на такие же объёмы продаж через 4-5 лет. Действительно, если предположить, что выручка от продаж электромобилей будет как у Toyota сегодня, то получится $250 млрд в год. Добавьте сюда ожидания от роста энергетического бизнеса, и вы получите продажи $500 млрд за 2024 г. Будущий EV / Sales для Tesla = 1,3. Если пересчитать с 1Q25 на сегодняшний день (продисконтировать) с ожидаемой доходностью 30% годовых, то получится, что сегодня рыночная капитализация должна быть $225 млрд. Иными словами акции должны стоить на 2/3 дешевле или $235 за 1 шт. Чтобы сегодня оценивать Tesla в $644 млрд, нужно либо рассчитывать на меньшую доходность, либо ждать больше выручку.

Сегодня инвесторы действительно снизили свои ожидания по требуемой доходности на инвестированный капитал из-за падения ставок по вкладам / облигациям. Если несколько лет назад, доходность в 30-35% для такой рискованной истории как Tesla была нормальной, то сегодня можно смотреть уже на обычные 15%, т.е. примерно историческую среднюю доходность для акций в США (с учетом дивидендов). Но даже в этом случае будущая выручка $500 млрд даёт нам оценку $368 млрд при дисконтировании к сегодняшней дате. Если вы считаете разумным ожидать, что Tesla выйдет в 2024 г. на продажи $500 млрд и вас устраивает для такой инвестиции ожидаемая доходность на уровне 15% в долл, то для вас справедливая оценка примерно $383 за акцию. Вы сами можете поупражняться с целями по выручке, сроками и доходностью.

Теперь попробуем повысить прогнозы по выручке. Tesla планирует продавать электромобиль для широкого круга клиентов по $25 тыс. Сейчас в США Model 3 начинается от $38 тыс. Допустим, $25 тыс. это будет стартовая цена, а средняя реализации EV с учётом дорогих моделей и грузовиков составит $35 тыс. Если допустить, что Tesla сможет продать в 2024 г. 10 млн EV, то получается выручка $350 млрд. Допустим, что заправочные станции, солнечные панели и накопители энергии (включая и батареи для EV) смогут принести ещё $350 млрд. Продажи в $700 млрд дадут нам текущую оценку $245-$400 млрд, в зависимости от ставки дисконтирования. А цена акции не дороже $400. Чтобы оправдать текущую оценку, нужно либо соглашаться на меньшую доходность (сильно ниже 15% годовых), либо надеяться на большую выручку (не менее $1,1 трлн). Или ожидать продажи 10 млн авто в год уже в 2023 г.

На доходность ниже исторических средних мы никак не можем согласиться, в противном случае мы покупали бы ETF на S&P 500, а не портфель из отдельных акций. Мы не отрицаем, что выручка $1,1 трлн достижима. Хотя сейчас в мире нет компаний с такой выручкой. Но печатание денег может привести к большой инфляции, росту цен на всё. А рост населения и средних доходов в бедных странах может привести к большому спросу на автомобили. Также не исключено, что Илон Маск объединит Tesla и SpaceX, что может спровоцировать рост капитализации объединенной компании. Tesla может запустить новый продукт, о котором мы сейчас ничего не знаем. И т.д. и т.п. Предположений может быть много, а событий - ещё больше. Но соотнесение рисков и возможных доходов ведёт нас к рекомендации «держать» акции Tesla. Мы не рекомендуем иметь долю больше, чем 1% в портфеле на данные акции. Акции Tesla могут стать привлекательными, если сильно вырастет выручка или скорректируются акции. Если у вас уже есть в портфеле эти акции, то докупать сейчас мы не видим смысла. Но и не иметь акций Tesla и стоять в стороне тоже не интересно, т.к. компания склонна к инновациям и может завтра придумать новый способ делать деньги.

Сегодня многие компании имеют сравнительно высокую оценку из-за упомянутого эффекта процентных ставок. Конечно, когда Nike стоит 6 годовых выручек и при этом не растёт, оценка Tesla в 20 годовых выручек не кажется сумасшедшей. Но здесь вы можете столкнуться с резким ростом инфляции и доходностей по облигациям, а также с повышением учётных ставок. Это может привести к тому, что прекрасная компания Tesla ещё длительное время не будет стоить $600-$700 млрд, несмотря на рост бизнеса.

С момента нашей первой публикации состава портфеля, акции Tesla выросли на 52%. Полный список наших инвестиционных идей и актуальная структура портфеля здесь.

ВНИМАНИЕ! Ознакомьтесь с важной информацией о блоге и описанием стратегии инвестирования.

Аналитику и все публикуемые нами новости по высокотехнологичным компаниям вы найдёте в нашем телеграм-канале: @SUVECM или https://t.me/SUVECM.

Твиттер: @cmsuve.

См. также: инвестиционная идея Nvidia.

-8