Найти тему
Деловой Бийск

Дело о промышленном яде. Исполнитель просто вываливал опасный груз там, где придется...

На территории Бийска после развала из-за конверсии огромного промышленного предприятия осталось немало уголков, где уже самоуправно продолжили вершить дела, ставящие под смертельную угрозу здоровье и жизнь находящихся там людей.

Тревожная информация заставила сотрудников правоохранительных органов заняться проверкой состояния экологического благополучия на территории, ранее окружавшей бывшие оборонные цеха, за бетонными заборами которых и ныне производят продукцию.

Приступившие к проверке сообщения представители следственного комитета посетили кабинет директора частного предприятия Олега Лиханова (все имена и фамилии изменены, любое совпадение случайно). Ему и ранее доводилось нести ответственность за допущенные нарушения и выполнять требования органов по устранению выявленных недостатков. Правда, все, что удавалось обнаружить ревизорам-экологам, так и оставалось лишь на бумаге. А ситуация постоянно усугублялась с каждым днем. Всякого, кто вздумает заглянуть сюда, не предприняв специальных мер предосторожности, поджидала угроза отравления различными химическими ядами, в основе которых был неправильно подвергнутый утилизации свинцовый шлак и его не менее вредные составляющие компоненты.

Для того чтобы вторичное сырье после переработки снова получило достойное полезное применение, была предусмотрена передача образовавшегося на технологической линии шлака, оставшегося после завершения обработки свинца, на специализированное предприятие, расположенное в краевом центре. Но, как выяснилось в ходе оперативно-розыскных мероприятий, юридическое лицо, представляемое Олегом Лихановым, из месяца в месяц вводило в заблуждение контролирующие органы, предоставляя документы, не соответствующие действительности, о производстве свинцово-сурмянистых сплавов с утилизацией отходов третьего класса опасности. Вместо того чтобы оформить необходимую государственную лицензию на осуществление деятельности по транспортированию, утилизации отходов переработки свинцового шлака, отработанных аккумуляторных батарей, удаления примесей, он из корыстных побуждений устроил захоронение указанных веществ в местах, не предназначенных для этого. Все происходило на глазах множества людей, вынужденных молчать, видя явные нарушения. В штате предприятия, включающем около сорока человек, имелись все необходимые специалисты.

От счетных работников до рядовых исполнителей вроде грузчиков и операторов, которые должны осуществлять у себя на территории процесс рафинации для приготовления сплава свинца по требованиям ГОСТа либо под ТУ заказчика. Схема технологического процесса переработки отработанных аккумуляторных батарей достаточно проста. Всего-то и нужно при поступлении свинцовых поврежденных аккумуляторов удалить из них оставшийся электролит, после чего пластмассовые корпуса подвергаются дроблению до получения пластмассовой крошки.

Затем свинцовые пластины оказываются в плавильном цехе № 1 в короткобарабанной печи для восстановления свинца ПВУ-15–125. С этой целью они подвергаются плавлению при температуре 1000 градусов. Завершается процесс восстановления свинца добавлением кальцинированной соды, все того же свинца и кокса в зависимости от исходного сырья. После расплавления свинца его сливают в изложницы и подают в рафинировочный цех. Там он очищается на электрических печах при темпера туре 380–400 градусов по щелочно-окислительному методу. В процессе переработки лома и сплавов образуются отходы: съемы, шлак, серная аккумуляторная кислота. Они повторно подвергаются высоко-температурной переработке с целью извлечения остатков свинца, после чего превращаются в шлак.

Фактически единственными производственными отходами являются остающиеся после переработки аккумуляторов шлак третьей категории опасности и аккумуляторная кислота второго класса опасности. Для обогащения за счет нанесения вреда окружающей среде директор Олег Лиханов привлек к использованию техническое средство и механизатора, готового неофициально, не неся никакой ответственности, заниматься устранением с территории промышленной зоны отходов, не подвергнувшихся необходимой переработке. Этого рабочего без официального трудоустройства в коллектив сначала наняли для ремонта колесного трактора, ранее стоявшего на приколе. Потом тракторист навесил на него ковш и принялся подрабатывать, постоянно вывозя зимой за ограду предприятия снег, а летом остатки все того же кокса, объемы которых никем не учитывались. Известно только, что в тракторный прицеп удавалось набрать три-четыре ковша ядовитой смеси. А в сам ковш помещалось до двухсот килограммов черного порошка. Исполнитель просто вываливал опасный груз там, где придется, наугад подыскивая складки местности вроде случайной ямы.

Оставалось только присыпать ядовитую золу грунтом, ничего при этом не заравнивая и стараясь тут же миновать место выгрузки, чтобы не испортить резину транспортного средства. Олег Лиханов за два года в стремлении увеличения доходов предприятия за счет снижения материальных затрат на транспортировку и утилизацию отходов нанес значительный ущерб государству. При этом осознавал общественную опасность своих действий, выражающуюся в несоблюдении им норм законодательства, регламентирующих порядок обращения с опасными отходами, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий в виде создания угрозы причинения существенного вреда здоровью человека и загрязнения окружающей среды, почвы.

Промышленник из Бийска вообще не имел права утилизировать эти отходы, так как этим процессом можно было заниматься исключительно на промышленных полигонах Томска или Красноярска. А стоимость захоронения каждой тонны отходов составляла от 30 000 до 50 000 рублей. Здесь же, в наукограде, по изъятым образцам грунта было возбуждено дело об административном правонарушении. Оно позволило установить в пробах многократное превышение в окружающей почве свинца. Согласно имеющимся документам на предприятии Олега Лиханова в 2018 году было переработано 1188,871 тонны давальческого сырья С12 и 26,666 тонны сырья С13. А в 2019 году металлурги переработали 1314,422 тонны давальческого сырья С12 и 206,76 тонны сырья С13. Все отходы от столь интенсивной работы оказались выброшены злоумышленниками прямо в почву.

Установленный ущерб позволяет привлечь виновное лицо к уголовной ответственности. Так как умышленные преступные действия Олега Лиханова не только повлекли за собой загрязнение окружающей среды, но и создали реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека путем деградации плодородного слоя почвы, обусловленной загрязнением участков, использованных для свалки отходов, тяжелыми металлами, относящимися к первому классу опасности. Ведь скопившаяся здесь валовая форма промышленных ядов — свинца, мышьяка и цинка — значительно превышает ориентировочно-допустимую концентрацию их содержания в почве. И стало невозможным дальнейшее использование некоторых ранее плодородных участков местности по целевому назначению без проведения специальной рекультивации стоимостью не менее 3 362 896 рублей.

Учитывая компонентный состав сырья С12 и С13 „Лом и отходы цветных металлов и сплавов“ — свинцовых аккумуляторов в полиэтиленовых и полипропиленовых моноблоках — можно сделать вывод, что в 2018 году при переработке аккумуляторных батарей получено не менее 60 тонн отхода в виде свинцового шлака, без учета пластмассы и остатков кислоты, а в 2019 году — не менее 76 тонн.

Как сообщила старший помощник прокурора города Бийска Татьяна Лысенко, обвинение Олегу Лиханову предъявили в захоронении химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека, повлекших загрязнение окружающей среды. По информации, предоставленной помощником председателя Бийского городского суда Натальей Максимовой, наказание осужденному назначили в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Федор Быханов