Найти тему
Rock AD

Майкл Шенкер: «В свое время я отказался от приглашений в Deep Purple и Motörhead»

Влиятельный гитарист о бессмертии, алкоголизме и о том, почему он никогда не помирится со старшим братом-скорпионом Рудольфом.

Я не следую трендам. Я их придумываю || Матиас Ретманн (Press)
Я не следую трендам. Я их придумываю || Матиас Ретманн (Press)

Хорошо это или плохо, но репутация Майкла Шенкера бежит впереди него. Родившийся в Западной Германии в 1955 году гитарист-вундеркинд присоединился к старшему брату Рудольфу для записи дебютного альбома Lonesome Crow 1972 года группы Scorpions, затем расстался с ними, чтобы поработать в UFO и ряде проектов, которые де-факто являлись сольными.

Как он справедливо отмечает, его влияние на других музыкантов с годами только растет: без мелодичной, сыплющей искрами техники Шенкера не было бы таких классических произведений, как Another Piece Of Meat и Love To Love, а крестные отцы металлической мафии Дэйв Мастейн и Кирк Хамметт, возможно, никогда бы не стали музыкантами.

Между тем в среде рок-журналистов Шенкер-младший печально известен полусвязными бредовыми высказываниями, а потому редко становится героем интервью. Этот разговор тоже начался малопродуктивно — с лохматой истории о его переезде в Брайтон, и она уже грозила поглотить все отведенное мне время, как вдруг, резко поменяв тему, мы наконец поймали общий язык.

Насколько вы довольны новым альбомом Immortal вашей группы MSG ?

О, я абсолютно счастлив. Он похож на дар свыше. Что-то вроде: «Майкл, мы дарим тебе это за то, что ты оставался верным себе в течение пятидесяти лет и честно был Майклом Шенкером».

Какой смысл несет название альбома Immortal [Бессмертный]?

Его предложил Марк Штайгер, глава компании Nuclear Blast в Германии [лейбл, на котором издается Шенкер]. Однажды он сказал мне: «Майкл, если б не было тебя, то Nuclear Blast никогда бы появился, а все разновидности жанра трэш-метал просто не существовали». Я раздал кучу интервью в Австралии, и они говорили мне одно и то же: если бы не было меня, то не было бы и трэш-метала. Дэйв Мастейн как-то сказал мне, что до того, как он услышал [третий альбом UFO] Phenomenon, он никогда не слышал ничего подобного. Примерно то же самое говорил мне и Кирк Хаммет. А все потому, что я Майкл Шенкер и двигаюсь вперед благодаря внутренней пружине бесконечного творчества...

[Безнадежная попытка прервать собеседника]

…Я не гонюсь за славой. В 80-е годы все соло-гитаристы копировали то, что делал я, и позже, видимо, это привело к появлению новой школы. Каждому поколению я дарил что-то новое. Если все дружно подхватят одно направление, оно в конце концов сгорит и умрет. Большинство людей стремятся к славе, деньгам, успеху и мгновенному получению удовольствия. Но для меня это никогда не было важным. Важным было, что происходит со мной именно сейчас, в данный момент времени, и еще было важно получать удовольствие как артист. Я бы не смог этого добиться с Оззи Осборном. В свое время мне пришлось отказаться от приглашений в Deep Purple, Motörhead и Thin Lizzy, сказать «нет» Филу Лайнотту и Яну Хантеру. Многие говорили, что я самый желанный претендент на место в их группе и просили меня присоединиться. Меня искушали. Но я всегда должен напоминать себе: Майкл, ты оставил Scorpions и UFO, потому что имел собственный взгляд на творчество.

Какие задумки у вас в голове на данный момент?

Должен признаться, что 2020-й год стал скоплением проблем в моей жизни. Речь не только о вирусе, от рака умирает мать моей подруги. Было так много трудностей. Я готовился к самому большому в истории турне по Японии. Мы были готовы забить до отказа «Будокан». Но нам пришлось все отменить. Я готовился к этому целый год. И это нанесло мне чувствительный удар и оставило огромную дыру в истории моей жизни. Делаешь альбом, отправляешься на гастроли — так было все эти годы. И вдруг внезапно: стоп! Это сложно пережить.

Вы с братом Рудольфом конфликтовали на протяжении многих лет. Пандемия сблизила вас?

Давайте я просто расскажу одну вещь, которая все объяснит про Рудольфа. В 2015 году я узнал про мутную историю с альбомом Lovedrive и был сильно расстроен [Шенкер утверждает, что текст, написанный для буклета юбилейного переиздания альбома Lovedrive 1979 года группы Scorpions, серьезно преуменьшает его вклад в музыку коллектива]. Он открыл банку с червями. Внезапно мне стали понятны все эти странные вещи, которые происходили с тех пор, как я ушел из Scorpions. Я не смог бы ездить с ними на гастроли, потому что я расстался с UFO, и вообще у меня был собственный взгляд на происходящее. Я как ребенок в песочнице. Играю и познаю мир. Я не участвую в соревнованиях. Я ни за чем не гонюсь. Я не гонюсь за деньгами. Никогда не гонялся. Я художник и...

…Но, учитывая то, что происходит, не пришло ли время простить?

Это не имеет ничего общего с прощением… Просто дай мне закончить мысль… Я люблю Рудольфа как брата. Но, чтобы меня больше не втягивали в подобные ситуации, мне приходится держать социальную дистанцию.

В свои шестьдесят шесть лет вы боитесь заразиться коронавирусом?

Я надеваю маску каждый раз, когда иду по магазинам. Иногда я говорю человеку: «Ой! Два метра, пожалуйста! Мне не нужен твой чертов вирус! И я не хочу передавать тебе свой!» На мне всегда перчатки и маска, всегда ношу с собой спрей. Отвечаю на ваш вопрос: конечно, я переживаю. Я не хочу однажды оказаться в больнице, а потом типа: «Ну все, пока-пока, Майкл!»

Вы когда-нибудь смотрели печально известное видео, на котором вы выступаете нетрезвым?

Я ничего не смотрю. Я ничего не хочу знать. Особенно, если сделал что-то глупое или плохое... А о чем ты вообще говоришь?

Соло, которое вы пытались сыграть на Rock & Blues Custom Show 2007 года.

Ну, конечно, у меня был переходный период, тогда случались взлеты и падения, как у каждого подростка, которому исполнилось шестнадцать, он обнаружил, что умеет далеко не все и лажает. Все когда-нибудь лажали. Мы начинаем ошибаться, еще будучи младенцами, верно? Пытаешься встать и падаешь, не понимая, как это сделать правильно. Потом ты становишься карапузом, решаешь потянуть скатерть, и вся посуда летит на пол и разбивается. Вот что такое жизнь — сплошное переживание неудач.

Не вернулись ли вы к плохим привычкам во время изоляции?

Я был очень занят весь этот период, и должен сказать, что психологически это определенно было напряжно. Но я хочу быть уверенным, что останусь таким, каким стараюсь быть с 2008 года. Я не хочу терять эту стабильность. Так что я делаю все, что могу.

Тогда спасибо, Майкл...

[кричит] Береги себя и да будет с нами рок!

Альбом Immortal группы MSG вышел на лейбле Nuclear Blast.

Автор: Генри Йейтс. Перевод: Алексей Демин
Оригинал: Classic Rock №287 (май 2021)