Найти тему

ЛЮДИ: та самая Саня Легостаева из книжки "Под ветрами степными"

Встреча с уникальной Александрой Гавриловной Скворцовой, что живет в селе Елбанка, состоялась у меня летом 2020 года. И это - еще один подарок. После разговоров с такими людьми жизнь уже не бывает прежней. Они способны заряжать своей жизненной силой и стимулировать на что-то новое и прекрасное.

Александра Гавриловна, лето 2020.
Александра Гавриловна, лето 2020.

«Благодарю тебя, целинная земля, за светлый путь, подаренный тобою!»

«— Кто так доит?!— говорил Владимир Макарович Сане Легостаевой, у которой на носу от усердия и волнения выступили бисеринки пота, — В кулак, в кулак бери дойку, действуй всей кистью, а то у тебя только два пальчика в деле. Так будешь доить до второго потопа…
— Что вы знаете, Владимир Макарович! Говорите так, будто сами умеете доить! — с досадой отвечала Саня.
— Что?! Кто тебе сказал, что я не подою корову? — закипятился директор.
— Конечно, не подоите!
— А я тебе сейчас покажу! — распалялся все более Владимир Макарович.— Давай сюда корову!
Он снял стеганку, выбрал себе корову, подсел под нее и говорил, массируя вымя:
— Что, ты думаешь, я коровы не видел? Это теперь так учат, по картинке: это — вымя, в нем молоко. А чтобы рукой за коровье вымя взяться — это извините! Оно навозом пахнет. Все стесняются. Зато молоко есть никто не стесняется!
Участие Владимира Макаровича в первой дойке скорее задержало, чем ускорило ее. Все побросали своих коров и сбежались смотреть на редкое и необычайное зрелище, как ловко стреляют тугими струйками молока пухлые руки директора, подполковника запаса, прошедшего через всю войну…».
Виталий Андреевич Степанов. «Под ветрами степными».

Крошечный отрывок из повести. А сколько в нем и эмоций, и информации… И таланта живо передать ситуацию: словно кадры мелькают перед глазами, старый кинофильм, 66-летней давности. Действие происходит в нашем районе. Краснодарское. Целина! Вчерашние школьники, которые выбрали для себя суровый и романтический путь после выпускного – отдать долг Родине, лучшие годы проведя в суровых колхозных буднях. В кадре - героический директор совхоза и инструкция по дойке, и – в данный момент основное для нас с вами – Саня Легостаева, ее образ и характер. Саня Легостаева – уже легенда!

Вот она, улыбчивая Санечка!
Вот она, улыбчивая Санечка!

…Александра Гавриловна Скворцова показывает мне свой архив. Это необычайно интересно. Сначала – это семейный альбом. Непростой. Настоящее путешествие в глубины 19-20 веков. Оттуда тянется нить истории семьи, которую терпеливо распутала и выпрямила Александра Гавриловна. И связалось из этой нити генеалогическое древо. Годы протекают под пальцами, бережно перелистывающими страницы. «Чтобы стоять, я должен держаться корней» - всплывает в памяти. Вот и странички поколения семьи 21 века.

Следующая часть архива – это вырезки из газет, преимущественно «Авангард». Их много. О самой Александре Гавриловне, целиннице, педагоге, директоре Елбанской школы. О детях, которые в разных сферах жизни района показали себя как замечательные специалисты. О внуках – каждый из них уже во время учебы в школе стал яркой звездочкой Усть-Пристанской земли. Солидная стопка «районок»…

РАЗГОВОР - о жизни, о школе, о работе...

- Вы так увлечены историей: рода, села, района. Как он пришло к Вам?
-
Я закончила историко-филологический факультет Барнаульского педагогического института. Мои предметы: русский язык, литература, история, обществознание.
- Это сложно…
- Да, такой был факультет в педагогическом институте в г. Барнауле. Это было сложно, но как человек, приученный к труду, училась я хорошо, большую часть на пятерки.
- Александра Гавриловна, родились Вы в Елбанке?
- Да, в большой семье. Мои мама и папа – вечные колхозники, в 1932 году они поженились, и через три года родилась первая сестра, потом – я, потом еще сестра и брат. В семье меня настраивали на учебу, потому что я была худенькая, маленькая. «Какая из тебя работница? Учись!» - говорили родители.
Я закончила семилетку в Елбанке, потом среднюю школу в Усть-Пристани, потом – три с половиной года целины, потом институт и Верх-Слюдянская школа, шесть лет в качестве директора. Потом я уже переехала сюда, сначала была учителем начальных классов, после преподавала историю и двенадцать лет была директором школы.
- И в семье у Вас настоящая династия педагогов!
- Основатель – это я. Я самая старшая. Обе мои сестры – тоже учительницы. Дальше - сноха и дочь, племянница – воспитатель детского сада. Жена внука Екатерина – педагог в Елбанской школе, внук Дмитрий имеет педагогическое образование, внучка Лиза начала работать в этом году. Мария, внучка, тоже педагог – учит детей танцам.
- Педагог ведь играет в жизни человека огромную роль, правда?
- Я считаю, что решающую. Я всегда думаю, что школа должна быть храмом, куда ребенок входил бы, как верующий в церковь. Чтобы у него все трепетало внутри, чтобы его ждали, встречали, за руку брали и полностью вникали в его жизнь, чтобы он чувствовал себя достойно и комфортно.

В школе должно быть идеально чисто, комфортно, сытно, ведь человек все свои лучшие годы проводит в школе – с 7 до 18, он растет и познает мир! Школа дает и друзей, и любовь, и отношение к людям – все начинается здесь. Нельзя государству никаких денег жалеть на это дело.
А учителя - должны быть такими, чтобы они могли стать проводниками, в этом мире, чистом, уютном и комфортном.
- А в Вашей молодости вы, школьники, рванули в вместе со своим учителем в совхоз, навстречу трудностям, суровому укладу жизни…
- Да! Группа набралась из разных классов, с нами поехал Виталий Андреевич Степанов, он даже из-за нас ушел из школы. С ним было здорово! Он замечательный: воспитанный, образованный. Он вырос в такой же семье, в Ленинграде, распределился после учебы на Алтай. Когда учился в институте, работал экскурсоводом в Петропавловской крепости. Он все знал про Ленинград, рассказывал нам. Исключительно честнейший и порядочный. Строго следил за нами, если что, он придет, всегда был рядом, но никогда никого не отчитывал. И хотя мы уже сами были взрослые, что бы кто-то что-то когда-то возразил ему. Никогда!
Он в Краснодарском даже жил с мальчишками в комнате, пока не приехала жена, и им дали квартиру. Такие люди – редкость. Вот это был настоящий учитель!
- Вы были девочками. Сейчас сельские девчонки с пеленок мечтают о городской жизни. А тут – три года молодости в тяжелой работе. Зерно, доярки… Зачем?
- Я сама задумываюсь порой. А знаете, в наши годы и среднее образование – это уже было что-то. Здесь, в Елбанке нас, первоклашек, набирали два класса. Мы закончили семилетку, и только двое из этого числа продолжили учебу в Усть-Пристанской школе. А остальные – кто в Коробейниково, а кто - стразу в колхоз. Я, когда выпускалась, было у нас шесть выпускных классов, и в каждом десятом – по тридцать человек! За обучение в школе тогда платили – 150 рублей. Иногда учебу бросали, бывало, ходить в школу не в чем было.

Мы как учились: пешочком каждую неделю из райцентра до Елбанки и обратно – взять хлеба, помыться в бане. Четыре часа пути. Нас два раза по степи всей деревней искали в бураны. Но мы такие были – «как родились, так в дело сгодились». С 12 лет работали на колхозном покосе летом. Сегодня нас распустят в школе, а завтра – уже за нами бригадир идет. За два дня до начала учебного года взвоем: нам в школу готовиться надо! Он нам выделит машину, мы съездим, книжки купим, вернемся, один день приготовимся – и в школу пошли. А хлеб был на вес золота, мы знали ему цену. Почему? Потому что война недавно закончилась. Когда студентами были, помню, в магазин ходили все с прозрачными плетеными сетками – чтобы было видно, что ты одну булку купил.

На целину поехали потому, что знали цену труду и хлебу и не могли допустить, чтобы такое дело большое без нас состоялось! И я ни одного дня не пожалела, что проработала в Краснодарском три года!
- А как все сложилось потом?
- Я окончила институт и хотела поехать работать в Краснодарское. Потому что была возвышенная любовь к этому селу. Но меня направили в Верх-Слюдянскую школу (Усть-Калманский район), сразу – директором. Спустя год мы очень хорошо сдружились. При мне в школе сделали водяное отопление. А потом мы надумали сделать ремонт – оштукатурить стены. И молодежь сельская поднялась вслед за мной, и мы сами безвозмездно оштукатурили стены в шести классных комнатах и большом коридоре. Все за лето успели. Покрасили, шторы повесили – красота! А поначалу как было? Стали печки из классов выбрасывать, родители подняли бунт. Говорили: «Ты что делаешь? Ты сейчас тут наворотишь дел и уедешь, а мы что потом, как?». Как могла, я их убеждала. Потом, как затопили первый раз, конечно, все кинулись трогать батареи. И когда я решила уехать, уже была замужем, и мы собрались перебраться к моим родителям, меня не отпускали – коллектив, родители, райком.
И здесь, в Елбанке, постепенно все наладилось.
- Александра Гавриловна, а есть ли у Вас свои педагогические секреты? Как строить отношения с учениками, коллективом?
- Возможно, потому, что я сразу стала директором, у меня всегда был авторитет и проблем не возникало. Я спокойный человек, и это спокойствие передавалось детям.
Мне всегда везло, и только хорошие люди встретились мне на жизненном пути. И такие хорошие педагоги! Отношения в коллективе были доброжелательные, Елбанская школа была в авторитете, все старались работать на результат, чтобы каждый ребенок реализовал свои задатки.

….Конечно, сложно было пережить перемены в стране, особенно развал сельского хозяйства. Не сразу я все это приняла. Мои деды, бабушки, родители строили наш колхоз. Миллионер! Какая жизнь здесь была! Стройные ряды домов, красота, порядок!
И, как бы то ни было, можно много говорить, но я не могу отрицать заслуги советской власти, пусть она в чем-то была и не права. Я благодарна моему поколению, за то, что мы были такими, какими были. За целину. За прекрасную молодость.

УРОК от Александры Гавриловны

Я приглашаю вас на урок. Проведет его для вас Александра Гавриловна Скворцова. Это будет урок истории и урок мужества, и урок патриотизма. Думаю, что тема освоения целины в Усть-Пристанском районе должна обязательно войти в программы по изучению истории и литературы родного края.
Наши школьники должны знать, какими были их дедушки и бабушки и то, что для того, чтобы быть патриотом, не обязательно совершать подвиг. А просто - взять и поехать работать в совхоз. Для Родины. Итак, слово – Александре Гавриловне:

"«Пятидесятые годы – годы трудные, голодные и холодные. Страна с трудом восстанавливалась после войны. Болели еще и физические, и душевные раны.
Пятидесятые годы – годы детства и юности моего поколения, детей, родившихся перед войной. Поэтому мы рано узнали цену труда и цену хлеба. Может быть, это и определило наш выбор после окончания школы.
1957 год. В Усть-Пристанской школе выпускной вечер. Выпускники шести 10-х классов получали аттестаты зрелости. Торжественная часть проходила во дворе школы. Не вмещала наша старенькая школа такого количества молодых людей. А 22 выпускника кроме аттестата получили комсомольские путевки на работу в новый целинный Краснодарский совхоз.

Молодежь...
Молодежь...

Почему на работу, а не в ВУЗ? В те годы само собой было – окончил среднюю школу – иди учись дальше. Не все могли получить среднее образование. А мы – на работу.

Может, потому, что все мы были деревенские, и работать для нас было не ново, или чтобы легче поступить в ВУЗ, имея производственный стаж. Плюс юношеская романтика.
Мы прощались со школой, с учителями и детством под песню из кинофильма «Разные судьбы», вышедшего на экран в 1956 году:
..Нам скорей уйти из школы хочется,
Мы с тобой не думаем о том,
Что минута эта не воротится,
Час не повторится выпускной.

А вот так ребят в те годы провожали на целину родители...
А вот так ребят в те годы провожали на целину родители...

…А через десять дней мы уже были в Краснодарском совхозе.
Нарушив песней вековой покой,
Заполнив сразу целый мир собой,
Десятиклассники, вчера окончив школу,
Свою судьбу связали с целиной.
И не думали мы, что это будет так надолго, что это будет на всю жизнь…

Такое чувство, что Иван Бровкин вошел в кино с этой фотографии  из архива  Александры Гавриловны.
Такое чувство, что Иван Бровкин вошел в кино с этой фотографии из архива Александры Гавриловны.

Утром следующего дня мы пришли в кабинет директора В. М. Савчинского, и он распределил нас по отделениям. Управляющая 3-м отделением Быкова вышла с нами из кабинета и сказала: «Вот что, целинники, спрячьте свои «корочки» (права на вождение техники, которые в те годы можно было получить в школе) до лучших времен, а сейчас идите к завхозу, получите тяпки – и полоть свеклу!».

Полоть так полоть!

…Месяц спустя приехали турочаковцы (класс), шесть девочек из Перми, двое из города Краснодара и Равиль Латфулин из Набережных Челнов. Да еще 20 человек из с. Ключи, окончивших СПТУ. Образовался «городок» из шести вагончиков.

Работы нам хватало: пололи свеклу, готовили тока под хлеб, чистили склады под семенное зерно.

Но вот подошла уборка урожая 1957 года. И тогда мы поняли, что такое «большой хлеб». Мы работали на току по 12 часов. Грузили зерно для сдачи государству, разгружали машины от комбайнов. И все вручную.
Осенть выдалась дождливая, поздней осенью убирали хлеб ночью, по морозу. На току все было завалено зерном.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

Директор совхоза, наблюдая за ребятами, однажды сказал: «Если они это выдержат – им цены не будет!».
Мы были готовы к трудностям, все принимали как должное: жить в вагончиках, работать, сколько хватит сил, переносить все бытовые трудности. Это же целина!

… Пришла зима, в вагончиках жить стало небезопасно для здоровья, нам дали общежитие – двухквартирный дом, в одной половине – турочаковцы, в другой – устьпристанцы.
Зимой 1958-го пошли работать на ферму – доярками, скотниками, телятницами. Помогая друг другу, мы постепенно втянулись и в эту работу.

Общежитие.
Общежитие.
Доярка Саня Легостаева.
Доярка Саня Легостаева.
Свадьба на целине.
Свадьба на целине.
Девочки, такие девочки.
Девочки, такие девочки.

Может быть, в нашей жизни было бы все иначе, не будь с нами всегда, ежедневно и постоянно замечательного человека - умного, воспитанного, интеллигентного Виталия Андреевича Степанова. Он, наш классный руководитель, поехал с нами, тревожась за нас.

А нам он был очень нужен. Мы знали: наш учитель с нами, подскажет, поможет, защитит. Мы его глубоко уважали и благодарны ему за то, что в трудное для нас время он был с нами,
мы благодарны ему за книгу о нашей жизни в совхозе – «Под ветрами степными».

Вот что он писал о первых месяцах в Краснодарском: «Нынешняя наша жизнь очень легка, пока все идет будто само собой. Как поведут себя ребята, когда начнется в общем то не очень яркая, будничная, трудная, без всякой романтики жизнь? Я и сам все это плохо представляю, но чувствую, что будет трудно.
И как потом, когда пройдут годы, когда за плечами будут институт, армия. Как потом они вспомнят эту нынешнюю свою жизнь. Снисходительно, с усмешкой, как вспоминают наивное детское увлечение или вспомнят все с радостью, как самое дорогое и светлое в жизни…
».

Григорий Константинович и Александра Гавриловна Скворцовы Александром Константиновичем Нефедовым и Виталием Андреевичем Степановым.
Григорий Константинович и Александра Гавриловна Скворцовы Александром Константиновичем Нефедовым и Виталием Андреевичем Степановым.


«Комсомольская правда»: Д. ГОРБУНЦОВ. Совхоз «Краснодарский», Усть-Пристанский район, Алтайский край, сентябрь 1974 года:
«
О том, как всем классом бывшие десятиклассники Усть-Пристанской средней школы Алтайского края вместе с классным руководителем молодым выпускником Ленинградского университета приехали на целину и как они открывали для себя эту Планету, а заодно и самих себя, в 1961 году на страницах «Комсомольской правды» рассказал в документальной повести «Под ветрами степными» Виталий Степанов.

Сейчас он внимательно всматривается в каждого из них. Его ученики те и не те. «Аккуратная, симпатичная Саня Легостаева» так и осталась аккуратной, симпатичной и сейчас с виду похожей на старшеклассницу. Только теперь Александра Гавриловна Скворцова (ее новая фамилия по мужу)—директор школы в соседнем селе Елбанка. «Ее подружка, маленькая Таюшка Чудова», ныне заместитель главного бухгалтера совхоза «Краснодарский» Таисия Яковлевна Байрак». «Добрая и смешная Катя Повышева» (ныне Екатерина Дмитриевна Панина) живет в селе Ново-Моношкино, Сорокинского района Алтая, окончила сельхозинститут, работает зоотехником-селекционером в совхозе «Сибирские огни». Игорь Беликов приехал из Владивостока — он теперь начальник станции защиты растений Приморского края. Унжакова (ныне Довганюк) Валентина Петровна — учительница из Славгорода. Витя Новичихин (Виктор Андреевич Новичихин) — инженер-кораблестроитель из Ленинграда. Из Набережных Челнов, со строительства знаменитого КамАЗа, приехал их однокашник, ныне инженер-гидротехник Равиль Гельмеевич Лотфуллин. Из Пензы — Галя Старцева, ныне экономист областного треста совхозов Галина Николаевна Соловьева. Из Москвы — кандидат химических наук, работник одного из НИИ Евгений Александрович Рябов…».

С той первой, спустя двадцать лет, встречи в 1974 году они собирались каждые пять лет. Годы идут, и в клубок сворачивается ниточка истории. Но легенда останется навсегда. Как и воспоминания, книги и стихи, вдохновленные целинными веснами:
«Благодарю тебя, целинная земля,
За светлый путь, подаренный тобою.
Ты закалила нас, и все это не зря,
Мы преданы тебе своей судьбою.
Благодарю тебя, целинная земля…»


Благодарю Вас, Александра Гавриловна, за замечательный урок. Здоровья Вам на долгие годы!

Жду от вас, читатели, отзывов!

-12