Встреча с уникальной Александрой Гавриловной Скворцовой, что живет в селе Елбанка, состоялась у меня летом 2020 года. И это - еще один подарок. После разговоров с такими людьми жизнь уже не бывает прежней. Они способны заряжать своей жизненной силой и стимулировать на что-то новое и прекрасное.
«Благодарю тебя, целинная земля, за светлый путь, подаренный тобою!»
«— Кто так доит?!— говорил Владимир Макарович Сане Легостаевой, у которой на носу от усердия и волнения выступили бисеринки пота, — В кулак, в кулак бери дойку, действуй всей кистью, а то у тебя только два пальчика в деле. Так будешь доить до второго потопа…
— Что вы знаете, Владимир Макарович! Говорите так, будто сами умеете доить! — с досадой отвечала Саня.
— Что?! Кто тебе сказал, что я не подою корову? — закипятился директор.
— Конечно, не подоите!
— А я тебе сейчас покажу! — распалялся все более Владимир Макарович.— Давай сюда корову!
Он снял стеганку, выбрал себе корову, подсел под нее и говорил, массируя вымя:
— Что, ты думаешь, я коровы не видел? Это теперь так учат, по картинке: это — вымя, в нем молоко. А чтобы рукой за коровье вымя взяться — это извините! Оно навозом пахнет. Все стесняются. Зато молоко есть никто не стесняется!
Участие Владимира Макаровича в первой дойке скорее задержало, чем ускорило ее. Все побросали своих коров и сбежались смотреть на редкое и необычайное зрелище, как ловко стреляют тугими струйками молока пухлые руки директора, подполковника запаса, прошедшего через всю войну…».
Виталий Андреевич Степанов. «Под ветрами степными».
Крошечный отрывок из повести. А сколько в нем и эмоций, и информации… И таланта живо передать ситуацию: словно кадры мелькают перед глазами, старый кинофильм, 66-летней давности. Действие происходит в нашем районе. Краснодарское. Целина! Вчерашние школьники, которые выбрали для себя суровый и романтический путь после выпускного – отдать долг Родине, лучшие годы проведя в суровых колхозных буднях. В кадре - героический директор совхоза и инструкция по дойке, и – в данный момент основное для нас с вами – Саня Легостаева, ее образ и характер. Саня Легостаева – уже легенда!
…Александра Гавриловна Скворцова показывает мне свой архив. Это необычайно интересно. Сначала – это семейный альбом. Непростой. Настоящее путешествие в глубины 19-20 веков. Оттуда тянется нить истории семьи, которую терпеливо распутала и выпрямила Александра Гавриловна. И связалось из этой нити генеалогическое древо. Годы протекают под пальцами, бережно перелистывающими страницы. «Чтобы стоять, я должен держаться корней» - всплывает в памяти. Вот и странички поколения семьи 21 века.
Следующая часть архива – это вырезки из газет, преимущественно «Авангард». Их много. О самой Александре Гавриловне, целиннице, педагоге, директоре Елбанской школы. О детях, которые в разных сферах жизни района показали себя как замечательные специалисты. О внуках – каждый из них уже во время учебы в школе стал яркой звездочкой Усть-Пристанской земли. Солидная стопка «районок»…
РАЗГОВОР - о жизни, о школе, о работе...
- Вы так увлечены историей: рода, села, района. Как он пришло к Вам?
- Я закончила историко-филологический факультет Барнаульского педагогического института. Мои предметы: русский язык, литература, история, обществознание.
- Это сложно…
- Да, такой был факультет в педагогическом институте в г. Барнауле. Это было сложно, но как человек, приученный к труду, училась я хорошо, большую часть на пятерки.
- Александра Гавриловна, родились Вы в Елбанке?
- Да, в большой семье. Мои мама и папа – вечные колхозники, в 1932 году они поженились, и через три года родилась первая сестра, потом – я, потом еще сестра и брат. В семье меня настраивали на учебу, потому что я была худенькая, маленькая. «Какая из тебя работница? Учись!» - говорили родители.
Я закончила семилетку в Елбанке, потом среднюю школу в Усть-Пристани, потом – три с половиной года целины, потом институт и Верх-Слюдянская школа, шесть лет в качестве директора. Потом я уже переехала сюда, сначала была учителем начальных классов, после преподавала историю и двенадцать лет была директором школы.
- И в семье у Вас настоящая династия педагогов!
- Основатель – это я. Я самая старшая. Обе мои сестры – тоже учительницы. Дальше - сноха и дочь, племянница – воспитатель детского сада. Жена внука Екатерина – педагог в Елбанской школе, внук Дмитрий имеет педагогическое образование, внучка Лиза начала работать в этом году. Мария, внучка, тоже педагог – учит детей танцам.
- Педагог ведь играет в жизни человека огромную роль, правда?
- Я считаю, что решающую. Я всегда думаю, что школа должна быть храмом, куда ребенок входил бы, как верующий в церковь. Чтобы у него все трепетало внутри, чтобы его ждали, встречали, за руку брали и полностью вникали в его жизнь, чтобы он чувствовал себя достойно и комфортно.
В школе должно быть идеально чисто, комфортно, сытно, ведь человек все свои лучшие годы проводит в школе – с 7 до 18, он растет и познает мир! Школа дает и друзей, и любовь, и отношение к людям – все начинается здесь. Нельзя государству никаких денег жалеть на это дело.
А учителя - должны быть такими, чтобы они могли стать проводниками, в этом мире, чистом, уютном и комфортном.
- А в Вашей молодости вы, школьники, рванули в вместе со своим учителем в совхоз, навстречу трудностям, суровому укладу жизни…
- Да! Группа набралась из разных классов, с нами поехал Виталий Андреевич Степанов, он даже из-за нас ушел из школы. С ним было здорово! Он замечательный: воспитанный, образованный. Он вырос в такой же семье, в Ленинграде, распределился после учебы на Алтай. Когда учился в институте, работал экскурсоводом в Петропавловской крепости. Он все знал про Ленинград, рассказывал нам. Исключительно честнейший и порядочный. Строго следил за нами, если что, он придет, всегда был рядом, но никогда никого не отчитывал. И хотя мы уже сами были взрослые, что бы кто-то что-то когда-то возразил ему. Никогда!
Он в Краснодарском даже жил с мальчишками в комнате, пока не приехала жена, и им дали квартиру. Такие люди – редкость. Вот это был настоящий учитель!
- Вы были девочками. Сейчас сельские девчонки с пеленок мечтают о городской жизни. А тут – три года молодости в тяжелой работе. Зерно, доярки… Зачем?
- Я сама задумываюсь порой. А знаете, в наши годы и среднее образование – это уже было что-то. Здесь, в Елбанке нас, первоклашек, набирали два класса. Мы закончили семилетку, и только двое из этого числа продолжили учебу в Усть-Пристанской школе. А остальные – кто в Коробейниково, а кто - стразу в колхоз. Я, когда выпускалась, было у нас шесть выпускных классов, и в каждом десятом – по тридцать человек! За обучение в школе тогда платили – 150 рублей. Иногда учебу бросали, бывало, ходить в школу не в чем было.
Мы как учились: пешочком каждую неделю из райцентра до Елбанки и обратно – взять хлеба, помыться в бане. Четыре часа пути. Нас два раза по степи всей деревней искали в бураны. Но мы такие были – «как родились, так в дело сгодились». С 12 лет работали на колхозном покосе летом. Сегодня нас распустят в школе, а завтра – уже за нами бригадир идет. За два дня до начала учебного года взвоем: нам в школу готовиться надо! Он нам выделит машину, мы съездим, книжки купим, вернемся, один день приготовимся – и в школу пошли. А хлеб был на вес золота, мы знали ему цену. Почему? Потому что война недавно закончилась. Когда студентами были, помню, в магазин ходили все с прозрачными плетеными сетками – чтобы было видно, что ты одну булку купил.
На целину поехали потому, что знали цену труду и хлебу и не могли допустить, чтобы такое дело большое без нас состоялось! И я ни одного дня не пожалела, что проработала в Краснодарском три года!
- А как все сложилось потом?
- Я окончила институт и хотела поехать работать в Краснодарское. Потому что была возвышенная любовь к этому селу. Но меня направили в Верх-Слюдянскую школу (Усть-Калманский район), сразу – директором. Спустя год мы очень хорошо сдружились. При мне в школе сделали водяное отопление. А потом мы надумали сделать ремонт – оштукатурить стены. И молодежь сельская поднялась вслед за мной, и мы сами безвозмездно оштукатурили стены в шести классных комнатах и большом коридоре. Все за лето успели. Покрасили, шторы повесили – красота! А поначалу как было? Стали печки из классов выбрасывать, родители подняли бунт. Говорили: «Ты что делаешь? Ты сейчас тут наворотишь дел и уедешь, а мы что потом, как?». Как могла, я их убеждала. Потом, как затопили первый раз, конечно, все кинулись трогать батареи. И когда я решила уехать, уже была замужем, и мы собрались перебраться к моим родителям, меня не отпускали – коллектив, родители, райком.
И здесь, в Елбанке, постепенно все наладилось.
- Александра Гавриловна, а есть ли у Вас свои педагогические секреты? Как строить отношения с учениками, коллективом?
- Возможно, потому, что я сразу стала директором, у меня всегда был авторитет и проблем не возникало. Я спокойный человек, и это спокойствие передавалось детям.
Мне всегда везло, и только хорошие люди встретились мне на жизненном пути. И такие хорошие педагоги! Отношения в коллективе были доброжелательные, Елбанская школа была в авторитете, все старались работать на результат, чтобы каждый ребенок реализовал свои задатки.
….Конечно, сложно было пережить перемены в стране, особенно развал сельского хозяйства. Не сразу я все это приняла. Мои деды, бабушки, родители строили наш колхоз. Миллионер! Какая жизнь здесь была! Стройные ряды домов, красота, порядок!
И, как бы то ни было, можно много говорить, но я не могу отрицать заслуги советской власти, пусть она в чем-то была и не права. Я благодарна моему поколению, за то, что мы были такими, какими были. За целину. За прекрасную молодость.
УРОК от Александры Гавриловны
Я приглашаю вас на урок. Проведет его для вас Александра Гавриловна Скворцова. Это будет урок истории и урок мужества, и урок патриотизма. Думаю, что тема освоения целины в Усть-Пристанском районе должна обязательно войти в программы по изучению истории и литературы родного края.
Наши школьники должны знать, какими были их дедушки и бабушки и то, что для того, чтобы быть патриотом, не обязательно совершать подвиг. А просто - взять и поехать работать в совхоз. Для Родины. Итак, слово – Александре Гавриловне:
"«Пятидесятые годы – годы трудные, голодные и холодные. Страна с трудом восстанавливалась после войны. Болели еще и физические, и душевные раны.
Пятидесятые годы – годы детства и юности моего поколения, детей, родившихся перед войной. Поэтому мы рано узнали цену труда и цену хлеба. Может быть, это и определило наш выбор после окончания школы.
1957 год. В Усть-Пристанской школе выпускной вечер. Выпускники шести 10-х классов получали аттестаты зрелости. Торжественная часть проходила во дворе школы. Не вмещала наша старенькая школа такого количества молодых людей. А 22 выпускника кроме аттестата получили комсомольские путевки на работу в новый целинный Краснодарский совхоз.
Почему на работу, а не в ВУЗ? В те годы само собой было – окончил среднюю школу – иди учись дальше. Не все могли получить среднее образование. А мы – на работу.
Может, потому, что все мы были деревенские, и работать для нас было не ново, или чтобы легче поступить в ВУЗ, имея производственный стаж. Плюс юношеская романтика.
Мы прощались со школой, с учителями и детством под песню из кинофильма «Разные судьбы», вышедшего на экран в 1956 году:
..Нам скорей уйти из школы хочется,
Мы с тобой не думаем о том,
Что минута эта не воротится,
Час не повторится выпускной.
…А через десять дней мы уже были в Краснодарском совхозе.
Нарушив песней вековой покой,
Заполнив сразу целый мир собой,
Десятиклассники, вчера окончив школу,
Свою судьбу связали с целиной.
И не думали мы, что это будет так надолго, что это будет на всю жизнь…
Утром следующего дня мы пришли в кабинет директора В. М. Савчинского, и он распределил нас по отделениям. Управляющая 3-м отделением Быкова вышла с нами из кабинета и сказала: «Вот что, целинники, спрячьте свои «корочки» (права на вождение техники, которые в те годы можно было получить в школе) до лучших времен, а сейчас идите к завхозу, получите тяпки – и полоть свеклу!».
Полоть так полоть!
…Месяц спустя приехали турочаковцы (класс), шесть девочек из Перми, двое из города Краснодара и Равиль Латфулин из Набережных Челнов. Да еще 20 человек из с. Ключи, окончивших СПТУ. Образовался «городок» из шести вагончиков.
Работы нам хватало: пололи свеклу, готовили тока под хлеб, чистили склады под семенное зерно.
Но вот подошла уборка урожая 1957 года. И тогда мы поняли, что такое «большой хлеб». Мы работали на току по 12 часов. Грузили зерно для сдачи государству, разгружали машины от комбайнов. И все вручную.
Осенть выдалась дождливая, поздней осенью убирали хлеб ночью, по морозу. На току все было завалено зерном.
Директор совхоза, наблюдая за ребятами, однажды сказал: «Если они это выдержат – им цены не будет!».
Мы были готовы к трудностям, все принимали как должное: жить в вагончиках, работать, сколько хватит сил, переносить все бытовые трудности. Это же целина!
… Пришла зима, в вагончиках жить стало небезопасно для здоровья, нам дали общежитие – двухквартирный дом, в одной половине – турочаковцы, в другой – устьпристанцы.
Зимой 1958-го пошли работать на ферму – доярками, скотниками, телятницами. Помогая друг другу, мы постепенно втянулись и в эту работу.
Может быть, в нашей жизни было бы все иначе, не будь с нами всегда, ежедневно и постоянно замечательного человека - умного, воспитанного, интеллигентного Виталия Андреевича Степанова. Он, наш классный руководитель, поехал с нами, тревожась за нас.
А нам он был очень нужен. Мы знали: наш учитель с нами, подскажет, поможет, защитит. Мы его глубоко уважали и благодарны ему за то, что в трудное для нас время он был с нами, мы благодарны ему за книгу о нашей жизни в совхозе – «Под ветрами степными».
Вот что он писал о первых месяцах в Краснодарском: «Нынешняя наша жизнь очень легка, пока все идет будто само собой. Как поведут себя ребята, когда начнется в общем то не очень яркая, будничная, трудная, без всякой романтики жизнь? Я и сам все это плохо представляю, но чувствую, что будет трудно.
И как потом, когда пройдут годы, когда за плечами будут институт, армия. Как потом они вспомнят эту нынешнюю свою жизнь. Снисходительно, с усмешкой, как вспоминают наивное детское увлечение или вспомнят все с радостью, как самое дорогое и светлое в жизни…».
«Комсомольская правда»: Д. ГОРБУНЦОВ. Совхоз «Краснодарский», Усть-Пристанский район, Алтайский край, сентябрь 1974 года:
« О том, как всем классом бывшие десятиклассники Усть-Пристанской средней школы Алтайского края вместе с классным руководителем молодым выпускником Ленинградского университета приехали на целину и как они открывали для себя эту Планету, а заодно и самих себя, в 1961 году на страницах «Комсомольской правды» рассказал в документальной повести «Под ветрами степными» Виталий Степанов.
Сейчас он внимательно всматривается в каждого из них. Его ученики те и не те. «Аккуратная, симпатичная Саня Легостаева» так и осталась аккуратной, симпатичной и сейчас с виду похожей на старшеклассницу. Только теперь Александра Гавриловна Скворцова (ее новая фамилия по мужу)—директор школы в соседнем селе Елбанка. «Ее подружка, маленькая Таюшка Чудова», ныне заместитель главного бухгалтера совхоза «Краснодарский» Таисия Яковлевна Байрак». «Добрая и смешная Катя Повышева» (ныне Екатерина Дмитриевна Панина) живет в селе Ново-Моношкино, Сорокинского района Алтая, окончила сельхозинститут, работает зоотехником-селекционером в совхозе «Сибирские огни». Игорь Беликов приехал из Владивостока — он теперь начальник станции защиты растений Приморского края. Унжакова (ныне Довганюк) Валентина Петровна — учительница из Славгорода. Витя Новичихин (Виктор Андреевич Новичихин) — инженер-кораблестроитель из Ленинграда. Из Набережных Челнов, со строительства знаменитого КамАЗа, приехал их однокашник, ныне инженер-гидротехник Равиль Гельмеевич Лотфуллин. Из Пензы — Галя Старцева, ныне экономист областного треста совхозов Галина Николаевна Соловьева. Из Москвы — кандидат химических наук, работник одного из НИИ Евгений Александрович Рябов…».
С той первой, спустя двадцать лет, встречи в 1974 году они собирались каждые пять лет. Годы идут, и в клубок сворачивается ниточка истории. Но легенда останется навсегда. Как и воспоминания, книги и стихи, вдохновленные целинными веснами:
«Благодарю тебя, целинная земля,
За светлый путь, подаренный тобою.
Ты закалила нас, и все это не зря,
Мы преданы тебе своей судьбою.
Благодарю тебя, целинная земля…»
Благодарю Вас, Александра Гавриловна, за замечательный урок. Здоровья Вам на долгие годы!