Что происходит с людьми, которые в силу обстоятельств оказались изолированными от внешнего мира? Мы привыкли судить об этом по романтическим историям, уже ставшим классикой. Но опыт Маугли, Тарзана и Робинзона Крузо вряд ли поможет нам в подобной ситуации. В реальной жизни все нередко складывается совсем не так, как в сказках и литературных произведениях.
Некогда индийский царь Акбар захотел узнать, научатся ли дети говорить, если их полностью изолировать от общества. По его приказу нескольких новорожденных младенцев поселили в отдельных покоях дворца. За ними ухаживали слуги с ликвидированными языками.
Таким образом, дети ни разу в жизни не слышали человеческой речи. Через семь лет царь навестил своих пленников. Дети ползали по комнатам на четвереньках, издавая звуки, свойственные лишь животным: им время от времени приходилось слышать лай собак и мяуканье кошек. Разговаривать они так и не научились.
Ни один ребенок, вскормленный дикими животными (а такое порой случается), так и не смог стать полноценным человеком. Иные из них, попав к людям, добились незначительных успехов, к примеру, научились произносить несколько слов и выполнять несложную работу по хозяйству. Но дальше этого дело не пошло.
Иногда оторванными от человеческого общества оказываются и взрослые. В 1743 г. судно русских рыбаков-поморов попало в шторм. Четверо моряков высадились на необитаемый остров в районе Шпицбергена, а судно унесло в море. У рыбаков имелись с собой топор, ружья, кое-что из утвари. Они построили на острове избушку и добывали пропитание охотой на оленей и медведей. Когда кончились патроны, люди принялись изготавливать копья и стрелы из обломков корабельных снастей, валявшихся на берегу.
Один из поморов отправился на тот свет от цинги, но лишь потому, что отказывался пить свежую кpовь добытых животных и есть траву, как остальные.
Жители Севера привыкли к суровым условиям, и, может быть, потому им удалось выжить в арктических широтах. Шесть лет спустя к острову причалил сбившийся с курса русский корабль. На нем робинзонов доставили в Архангельск.
Удивительный случай произошел в Северном Приморье. На одном из островов находилась пограничная застава из 12 человек. В начале Великой Отечественной войны воинскую часть, в состав которой входило это подразделение, в срочном порядке отправили на фронт.
Случилось так, что о пограничниках с крохотного острова просто позабыли. Их часть на фронте попала в окружение и была полностью разгромлена немцами. Все решили, что 12 пограничников погибли вместе с остальными.
Между тем солдаты таки оставались на острове. По радио они узнали о начавшейся войне и ожидали, что за ними вот-вот пришлют военный катер. Но ни одно судно так и не появилось у острова. На связь с внешним миром выйти не удавалось, и покинуть остров самостоятельно люди не могли.
Шло время. У пограничников кончились запасы провизии и топлива, сели батарейки и замолчало радио.
По приказу лейтенанта, командовавшего солдатами, они продолжали нести службу. В то же время лейтенант распорядился принять необходимые меры по выживанию в. условиях дикой Природы. Пограничники ловили рыбу, собирали моллюсков, растущие на острове травы и коренья. Каждый член подразделения выполнял определенные обязанности по хозяйству. Благодаря четкой организации и дисциплине отшельники обеспечивали себе вполне сносную жизнь.
Только через 13 лет на остров случайно попал отряд рыбаков. Их встретили люди в странных одеяниях, сшитых из одеял и звериных шкур. Это оказались те самые пограничники, которых давно уже вычеркнули из списков живых.
В 80-х годах в один из аулов Кабардино-Балкарии с гор спустился дикарь - человек с очень длинной бородой, в одежде из звериных шкур и самодельных башмаках. Он с трудом говорил. Оказалось, что отшельник провел в горах 36 лет. Во время войны он и его товарищ служили полицаями у немцев, а когда оккупанты стали отступать, они бежали в горы, захватив с собой оружие и патроны.
Восемь лет бывшие полицаи прожили в пещере, питаясь мясом диких коз, грибами, ягодами и орехами. Потом один из них заболел и его товарищ остался один. Он провел в пещере еще 28 лет.
Этот робинзон ничего не знал о внешнем мире. Иногда он видел издали людей, но боялся к ним подойти. Постоянно находясь в одиночестве, почти разучился разговаривать. По словам отшельника, однажды, когда он заболел, о нем заботилась самка #алмасты - снежного человека, случайно забредшая в пещеру, но полной уверенности в том, что все это происходило наяву, у него не было.
Наконец, устав от одиночества, старик решил спуститься в аул, где когда-то жил. Прежде всего он спросил односельчан, кончилась ли война и жив ли Сталин. Похоже, он не представлял, сколько лет прошло с тех пор.
Благодаря амнистии старику не пришлось отвечать за сотрудничество с фашистами.
Более того, местные жители хорошо приняли его, дали одежду, жилье и даже нашли ему жену. Он встретился и со своими родственниками, которые, правда, с трудом его узнали. Но жить вместе с другими людьми этот человек уже не смог - отвык. Он нанялся пастухом и большую часть времени проводил в горах со стадом.
Самое странное в этой истории то, что шестидесятилетний #робинзон внешне выглядел лет на тридцать моложе. У него не было ни седых волос, ни морщин на лице, зубы в целости и сохранности. Но оказавшись среди других людей, он начал быстро стареть.
Такое случалось с теми, кто просыпался после длительного летаргического сна. Видимо, процесс старения зависит не только от физиологических, но и от психологических факторов. Стремясь выжить, отшельник не мог позволить себе поддаться старческой немощи. Но как только отпала необходимость самому о себе заботиться, тело начало дряхлеть.