Найти тему

Эргономика рабочего места. Мониторы. Часть 2

Оглавление

Начало

Данный материал открывает новую тему на нашем сайте - эргономику. Затронутая тема, можно сказать, выстрадана, так как пользователи с завидным упорством продолжают наступать на одни и те же грабли. Сегодня мы поговорим о мониторах, так как это один из важнейших рабочих инструментов и от его правильного выбора зависит не только производительность труда, но и здоровье. К сожалению, нужными знаниями в этой области не располагают не только пользователи, но и многие технические специалисты, поэтому приглашаем всех желающих восполнить данный пробел.

DPI виртуализация

Если во времена выхода Windows XP вышеописанное не представляло серьезной проблемы, так как найти мониторы с высокой плотностью пикселей было довольно проблематично, то по мере роста диагоналей и перехода на HD разрешения проблема начала вставать в полный рост. Поэтому, начиная с Windows Vista, был предложен новый метод масштабирования - DPI виртуализация , суть его заключается в следующем: изображение формируется со стандартным разрешением в 96 PPI и масштабируется перед выводом на экран в соответствии с реальным значением плотности пикселей.

Казалось бы, найдено идеальное решение проблемы, но вернемся к тому, что мы говорили про изменение разрешения ЖКИ монитора, а именно про интерполяцию. Интерполяция неизбежно приведет к замыливанию изображения и если для высоких PPI (скажем 326 PPI на дисплеях iPhone) это не важно, так как из-за небольшого физического размера пикселя его не будет видно, то при масштабировании до 100-120 PPI замыливание будет видно невооруженным глазом.

Собственное изображение с сайта https://interface31.ru
Собственное изображение с сайта https://interface31.ru

Поэтому было принято компромиссное решение: до разрешения в 120 PPI включительно используется масштабирование в стиле Windows XP, выше - DPI виртуализация. Ниже показан интерфейс программы в разрешении 144 PPI, замыленность, конечно, присутствует, но это гораздо лучше чем то, чтобы мы увидели при масштабировании в стиле Windows XP (еще раз посмотрите на скриншот выше).

Но, гладко было на бумаге, давайте изменим разрешение до 120 PPI и что мы увидим?

Собственное изображение с сайта https://interface31.ru
Собственное изображение с сайта https://interface31.ru

Что делать? Можно отключить масштабирование в стиле XP, сняв соответствующую галочку в настройках:

Собственное изображение с сайта https://interface31.ru
Собственное изображение с сайта https://interface31.ru

Для данного приложения это поможет, но может одновременно все испортить для тех, кто нормально понимает масштабирование в стиле XP, переключив их принудительно в режим DPI виртуализации.

Приложения и масштабирование

Все это время мы говорили только про систему, полностью игнорируя приложения, которые могут вести себя по-разному. Разработчики прикладного софта, также, как и разработчики ОС, имеют те же самые проблемы и должны быть заинтересованы в их решении. Все современные приложения проектируются таким образом, чтобы одинаково хорошо выглядеть при разных разрешениях экрана и могут использовать свои методы масштабирования. Такие приложения должны сообщить системе о том, что умеют работать с высокими разрешениями и к ним не будет применяться DPI виртуализация.

Для того, чтобы сообщить системе о том, что приложение поддерживает высокие значения разрешения оно должно иметь специальный флаг DPI-Aware, на самом деле там все несколько сложнее, но для понимания технологии можно остановиться на этом допущении.

Приложения, имеющие DPI-Aware флаг и умеющие масштабировать собственный интерфейс полностью беспроблемны, и одинаково хорошо будут выглядеть при любых настройках разрешения. А вот с иными приложениями могут быть различные варианты.

Начнем со старых приложений и приложений, которые не умеют масштабироваться, пример такого приложения вы видели выше, они не имеют DPI-Aware флага и для них будет использоваться DPI виртуализация. По умолчанию DPI виртуализация используется для разрешений выше 120 PPI и поэтому при меньшем разрешении такие приложения могут выглядеть плохо. Обозначенная нами выше настройка позволяет отключить масштабирование в стиле XP для всех приложений без DPI-Aware флага и принудительно использовать DPI-виртуализацию.

Второй вариант, это приложения, которые умеют масштабироваться, но не имеют DPI-Aware флага, до разрешения в 120 PPI включительно проблем с ними не будет, а вот при более высоких разрешениях для них будет включена DPI виртуализация и интерфейс может стать размытым.

И, наконец, самый худший вариант, это когда приложение имеет DPI-Aware флаг, но не умеет масштабироваться, здесь ситуация полностью на совести разработчиков и выглядеть такие приложения могут весьма неожиданно.

Что касается приложений, которые умеют масштабироваться, но не имеют DPI-Aware флага, то DPI виртуализацию для них можно отключить, для этого на закладке Совместимость следует установить галочку Отключить масштабирование изображения при высоком разрешении экрана .

Собственное изображение с сайта https://interface31.ru
Собственное изображение с сайта https://interface31.ru

Данные настройки доступны начиная с Windows Vista и позволяют более-менее корректно отображать на экранах с высоким разрешением различные типы приложений, однако в Windows 8.1 убрали возможность принудительно выключать режим масштабирования в стиле Windows XP.

Собственное изображение с сайта https://interface31.ru
Собственное изображение с сайта https://interface31.ru

Это означает, что для приложений без DPI-Aware флага при разрешениях до 120 PPI включительно всегда будет применяться масштабирование в стиле Windows XP, что может повлечь некорректное отображение некоторых приложений, в остальном все осталось без изменений. Режим DPI-виртуализации можно отключать для приложений в индивидуальном порядке.

Масштабирование в Windows 10

С момента выхода Windows Vista до первого релиза "десятки" прошло около 8 лет, по меркам компьютерной индустрии - целая эпоха, и если в те далекие годы HD-разрешения были последним словом техники, то сегодня в нашу жизнь уверенно входит 4K, что требует принципиально иного подхода. Скажем монитор 31.5" с разрешением 3840?2160 будет иметь разрешение в 140 PPI, т.е. требовать масштаба в 150%, а наиболее доступные 27" мониторы с таким же разрешением будут иметь вообще 163 PPI. Понятно, что ни о каком масштабировании в стиле XP тут и речи быть не может.

Поэтому Windows 10 по умолчанию применяет только DPI-виртуализацию для любых разрешений, понятно, что при небольших масштабах изображение будет замыливаться, поэтому было сделано ряд шагов, чтобы исправить эту ситуацию. Например, появилась дополнительная опция

Собственное изображение с сайта https://interface31.ru
Собственное изображение с сайта https://interface31.ru

Однако, сказать честно, мы не особо заметили эффект от ее включения, гораздо интереснее персональные настройки масштабирования для приложений. Windows 10 предлагает гораздо больше настроек, которые теперь выделены в отдельный пункт Изменить параметры высокого DPI .

Собственное изображение с сайта https://interface31.ru
Собственное изображение с сайта https://interface31.ru

Как мы уже говорили, Windows 10 по умолчанию использует DPI виртуализацию для любых разрешений. Пункт Приложение отключает DPI-виртуализацию и приложение должно будет либо отмасштабироваться само, либо к нему фактически будет применено масштабирование в стиле Windows XP. По сути, это та же самая настройка, которая раньше называлась Отключить масштабирование изображения при высоком разрешении экрана .

Собственное изображение с сайта https://interface31.ru
Собственное изображение с сайта https://interface31.ru

Мы запустили в данном режиме не умеющее масштабироваться приложение и вполне ожидаемо получили крайне неприглядную картину с масштабированием в стиле Windows XP.

Следующий пункт - Система - на наш взгляд избыточен, он соответствует настройкам по умолчанию, это равносильно тому, что вы выключите все настройки на данной закладке. В этом случае применяется DPI-виртуализация и изображение вполне ожидаемо окажется размытым.

Собственное изображение с сайта https://interface31.ru
Собственное изображение с сайта https://interface31.ru

Наиболее интересен третий пункт - Система (Расширенная) , в этом случае также используется DPI-виртуализация, но при этом реализован иной механизм прорисовки текста, что делает его гораздо более четким.

Собственное изображение с сайта https://interface31.ru
Собственное изображение с сайта https://interface31.ru

Особенно сильно этот эффект заметен на приложениях, содержащих большое количество текстовой информации, работа с ними становится гораздо более приятной, чем просто в режиме DPI виртуализации, при этом, в отличие от масштабирования в стиле XP соблюдаются все привычные пропорции элементов интерфейса. Ниже показан внешний вид 1С:Предприятие 7.7 в разрешении 144 PPI (150%).

Собственное изображение с сайта https://interface31.ru
Собственное изображение с сайта https://interface31.ru

Можно сказать, что в Windows 10 разработчикам удалось добиться оптимальных параметров масштабирования, когда для любого старого приложения можно подобрать наиболее подходящий ему режим. Поэтому, если вы хотите приобрести монитор с высокой плотностью пикселей, но по какой-либо причине еще не перешли на Windows 10, то у вас появляется повод это сделать.

Мультимедиа и игры

Все это время мы говорили о масштабировании пользовательского интерфейса, а также текстовой информации, не касаясь мультимедийных форматов. И этому есть причина, так как мультимедиа не масштабируется. Действительно, если у нас есть фотография с размером, скажем, 800 х 491 px, то на любом мониторе с любой плотностью пикселей ее размеры останутся неименными, изменится только физический размер. Чем выше будет разрешение, тем меньше будут физические размеры мультимедийного объекта.

-12

Этот факт способен вызвать определенные разочарования, так как приобретение монитора большего размера всегда ассоциируется у пользователя с улучшением качества картинки. Начнем с более простой ситуации, увеличилась только диагональ монитора, без увеличения разрешения, т.е. уменьшилась плотность пикселей. Это значит, что при неизменных размерах изображения или ролика его физические размеры увеличатся, что в сочетании с более крупным размером пикселя способно ощутимо ухудшить визуальное восприятие картинки.

Если раньше какие-то дефекты и артефакты изображения были незаметны благодаря высокой плотности пикселей, то теперь многое выйдет наружу. Тоже самое касается и любителей игр. Допустим у пользователя был монитор с диагональю в 21,5" с FullHD разрешением и слабая видеокарта, поэтому в игре он выбирал разрешение 1280 х 720 и был вполне доволен соотношением производительность / качество картинки.

После этого он покупает монитор с тем же FullHD разрешением и диагональю в 27", что изменилось? Технически - ничего, однако физически размер изображения увеличился на 25%. Визуально это отличие будет выглядеть так:

Собственное изображение с сайта https://interface31.ru
Собственное изображение с сайта https://interface31.ru

Другой, также неочевидный случай, допустим у нас имеется видеоролик с разрешением 492 х 360 px, далеко не самое лучшее качество, по сегодняшним временам, но вполне соответствует разрешению любительских камер десятилетней давности. Разрешение ролика будет неизменным при любом размере диагонали и плотности пикселей, но физический размер окажется различным. Ниже приведено к единому масштабу отображение такого ролика с разрешениями 96 и 144 PPI.

Собственное изображение с сайта https://interface31.ru
Собственное изображение с сайта https://interface31.ru

Следует понимать, что увеличение диагонали монитора в любом случае предъявляет более высокие требования к качеству мультимедийных материалов. Если мы увеличили диагональ не меняя разрешение экрана, т.е. уменьшили плотность пикселей, мы сделаем изображение крупнее и тем самым сделаем более заметными все его недостатки. Если мы повышаем плотность пикселей, то тем самым уменьшаем физический размер картинки и для отображения ее в привычном размере нам потребуется интерполяция, которая также ухудшит качество изображения.

Для любителей бюджетно поиграть увеличение диагонали монитора как правило всегда потребует апгрейд видеокарты, либо придется смириться с субъективно более низким качеством картинки.

Выводы

Итак, на что следует обратить внимание при покупке нового монитора? Прежде всего рассчитайте с какой плотностью пикселей вы работаете сейчас и какой она будет у нового монитора, для этого можно воспользоваться онлайн-калькулятором . Затем подумайте, как будут выглядеть при этом ваши приложения, потребуется ли масштабирование и насколько они умеют это делать. Проверить это просто, измените настройки масштабирования на текущем мониторе и посмотрите результат с поправкой на размер нового монитора.

Если речь идет об офисном применении, то не стоит экономить и брать самую небольшую и дешевую модель, лучше всего взять тот монитор, плотность пикселей которого будет близка к стандартным 96 PPI или немного меньше. Также обратите внимание, что если пользователь работал на мониторе с низким разрешением, скажем 87 PPI, то даже стандартные 96 PPI могут показаться ему мелкими, особенно если человек имеет сниженную остроту зрения.

Если вы любитель бюджетно поиграть, то сразу прикиньте, потянет ли ваша видеокарта увеличение разрешения кратное увеличению диагонали, а затем думайте, готовы ли вы мириться с ухудшением качества картинки, либо сразу закладывайте в бюджет новую видеокарту.

Также следует понимать, что увеличение диагонали экрана без увеличения его разрешения, т.е. уменьшение плотности пикселей, не приведет к качественному изменению картинки, а только увеличит ее, однако это имеет смысл для игр и мультимедиа, следует только убедиться, что ваша видеокарта способна обеспечить максимальное качество для данного разрешения.

Если же вы работаете в графических редакторах или САПР и вам требуется расширение рабочего пространства, то следует выбирать мониторы с максимально возможным разрешением, не забывая о соизмеримых физических размерах. Например, сегодня можно купить монитор с разрешением 3840?2160 и диагональю 23,8", что даст нам плотность пикселей в 185 PPI. Что мы получим в итоге? Расширение рабочего пространства? Возможно, но сможете ли вы что-то там рассмотреть? Зато довеском получите полный спектр проблем с масштабированием, а также отображением мультимедиа и играми.

Поэтому всегда старайтесь придерживаться разумного компромисса и только после того, как уясните наиболее оптимальные для себя разрешение и диагональ можете переходить к выбору матрицы и прочих не менее важных параметров вашего нового монитора.

Источник: https://interface31.ru/tech_it/2018/07/ergonomika-rabochego-mesta-chast-1-monitory.html

Наш Телеграм-канал: https://t.me/interface31