В мае из Москвы в Ржев начнут ходить «Ласточки». Проект политический, но населению пойдет на пользу. В Ржеве построили мемориал и по этому поводу решили запустить к нему электричку. По пути она будет останавливаться на крупных станциях, так что жители области получат новые транспортные связи с Москвой.
Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, и группа во «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где есть и новости, и новые тексты, и много всего другого. При подготовке материала использованы фото издания «Тверские ведомости».
Как добраться до мемориала
Ржевский мемориал открыли в прошлом году с участием президентов России и Беларуси. Он находится в непосредственной близости к Ржеву.
Сейчас от Москвы до Ржева по железной дороге и без пересадки можно доехать только на поезде Москва – Великие Луки (Псков), который ходит три раза в неделю по ночам. Время в пути составляет 4 часа 29 минут. Поезд делает остановку на станции Ржев-Балтийский, но от нее до мемориала далеко.
Новые «Ласточки», которые запустят с мая 2021 года, будут делать остановку не только на станции Ржев-Балтийский, но и доезжать до платформы Ржевский мемориал. Ее еще нет, но в РЖД спешно строят ее в нескольких километрах от Ржева-Балтийского.
От новой платформы непосредственно до мемориала будут ходить автобусы. Там примерно 2,5 км.
Без малого пять часов в пути
С назначением «Ласточек» ситуация, конечно, неоднозначная. С одной стороны, это колоссальный прорыв. Ряд населенных пунктов Тверской области получают дневной комфортный поезд до Москвы. Кроме Ржева в Тверской области он будет останавливаться на станциях Княжьи горы, Погорелое городище и Зубцов. Еще недавно о таком железнодорожном сообщении с Москвой там и мечтать не могли!
Но есть и вторая сторона медали. Время в пути будет больше, чем даже у нынешнего ночного поезда, который, кстати, имеет статус пассажирского, а даже не скорого.
«Ласточки» будут идти от 4 часов 40 минут до 4 часов 59 минут. Это несоизмеримо дольше, чем ехать на машине. Если считать в непиковое время, то от центра Москвы до центра Ржева навигатор «дает» 2 часа 50 минут (при расстоянии в 230 км). Это связано с тем, что почти на половине пути (до Волоколамска) проложена качественная автомагистраль «Новая Рига» с разрешенной максимальной скоростью в 110 км/ч.
«Пробки» бывают от Волоколамска до Шаховской, но только по выходным, когда все едут на дачу.
Железная дорога проложена почти параллельно автомагистрали. Поэтому то, что на поезде ехать почти в два раза дольше, – большая несуразица. Скоростная «Ласточка» как раз могла бы смотреться выигрышно на этом участке и разгрузить трассу, но, боюсь, с заявленным временем в пути путешественники не поспешат массово отказываться от автомобилей.
Расписание электрички
Объяснений неторопливости «Ласточки» несколько.
Во-первых, по Москве она потеряет много времени, будучи зажатой между электричками МЦД D2. Электрички на этом направлении ходят каждые шесть минут со всеми остановками. Очевидно, что «Ласточке» придется «ползти» между ними.
Еще одна большая потеря времени будет в Волоколамске. Там к «Ласточке» будут подцеплять тепловоз, потому что от Шаховской до Ржева нет электрификации.
Пока РЖД официально не опубликовало расписание «Ласточек». Оно появилось на несколько дней в инстаграме Московской дирекции скоростного сообщения, но после того, как мы его распространили в нашем новостном телеграм-канале, из первоисточника оно исчезло.
Согласно этому расписанию первая «Ласточка» из Москвы будет уходить в 6:42 и прибывать на платформу Ржевский мемориал (или на следующую за ней станцию Муравьево, это пока непонятно) в 11:41. Вторая «Ласточка» будет отправляться из Москвы в 15:42 и прибывать на конечную в 20:28. Дополнительная «Ласточка» выходного дня будет идти расписанием 9:31 – 14:25.
В обратную сторону ежедневные поезда имеют расписание 5:46 – 10:25 и 15:52 – 20:48, а «Ласточка» выходного дня – 18:12 – 22:46.
Пригородная электричка – воздуховоз
К сожалению, в расписании нет ни одного поезда, который позволял бы жителям Тверской области приехать в Москву к началу рабочего дня и уехать по его окончании.
В РЖД подчеркнули, что «Ласточки» будут иметь семитысячную нумерацию. Такие номера присваивают скорым пригородным поездам, а не поездам дальнего следования. Хорошая новость только в том, что обычно билеты на такие поезда стоят существенно дешевле. Ну и если кто-то вдруг волнуется, что билеты будут без мест – то вряд ли. РЖД научились продавать билеты с местами в такие поезда. Яркий пример – аналогичная «Ласточка» семитысячной нумерации на маршруте Петербург – Великий Новгород.
Увы, то, что проект – чисто политический, читается во всем. Ведь это президент сказал, что к мемориалу должен ходить поезд. Неудобное расписание почти наверняка обернется тем, что электрички будут возить воздух, а не людей.
Вторая жизнь Рижского вокзала?
Последние полгода в Москве активно обсуждается тема, что Рижский вокзал закрывается для поездов дальнего следования. Действительно, последний поезд до Пскова отправится с Рижского вокзала 30 апреля. После этого обслуживание псковского и великолукского поездов будет переведено на Белорусский вокзал.
В этой связи известие о запуске «Ласточки» в Ржев именно с Рижского вокзала уже начали обсуждать как доказательство того, что поезда дальнего следования на вокзале будут сохранены. Но ржевская «Ласточка» будет работать именно в формате пригородной электрички, а то, что Рижский вокзал продолжит обслуживать электропоезда – это не тайна.
Более того, количество электричек на нем в ближайшее время значительно увеличится: значительная часть поездов МЦД D2 будут ходить от Нахабино не весь маршрут, а только до Рижского вокзала из-за работ по расширению участка Каланчевская – Курский вокзал, где временно останется всего один путь.
Однако в долгосрочной перспективе, после того как закончится строительство офиса РЖД на Рижском вокзале, поезда дальнего следования сюда собираются вернуть.
Что касается перспектив самой ржевской «Ласточки», то шли разговоры, что в будущем РЖД вроде как собирается электрифицировать участок от Шаховской до Ржева. Тогда время в пути удастся сократить чуть ли ни до двух с лишним часов, как обещали в тверской администрации. Но очевидно, что таких показателей можно будет достичь только после строительства третьего и четвертого пути от Рижского вокзала до Нахабино, чтобы «Ласточки» не были зажаты между электричками «диаметра». Такие планы тоже есть, но перспектива эта настолько отдаленная, что обсуждать ее еще рано.