В прошлой статье я описал пару самых распространенных типов мотоциклетных двигателей. Поговорим про остальные виды, которые легко встретить на современном рынке мотоциклов.
Одноцилиндровый
Чаще всего это моторы небольшого объема, свыше 400 кубических сантиметров надо еще поискать (да помню я про "Саваж", но что кроме него?).
По аналогии с V-twin имеют хорошую тягу в нижнем диапазоне частот вращения, невысокую "планку", до которой способны раскручиваться и в целом покладисты.
Возможны более выраженные вибрации, а также дёрганность и норовистость на оборотах, близких к холостым. Характер "одноствольного" KTM390Duke может ошарашить новичка, привыкшего к спокойной учебной технике в 125-250 кубических сантиметров объемом.
Двухцилиндровый рядный
По характеру эти моторы близки к V-twin, но имеют больший запас по предельным частотам вращения. Из достойно-ярких примеров приведу Kawasaki Ninja 250 и 300, которые обладают высокими предельными частотами вращения и хорошим запасом мощности для своего объема.
Ярко выраженных достоинств и недостатков не назову. Возможно, звук хуже, чем у V-образников, а также меньше вибрации при работе.
Двухцилиндровый оппозитный
Чаще всего встречается на мотоциклах "BMW", если не принимать во внимание отечественные "Уралы" и "Днепры", которые считаю экзотикой.
Оппозитные двигатели тяговиты на малых и не склонны к раскручиванию до высоких оборотов.
К преимуществам отнесу устойчивость из-за снижения центра тяжести мотоцикла, к недостаткам - значительное выступание цилиндров в стороны, что увеличивает вероятность их повреждения при падении и ограничивает предельные углы наклона. Поэтому для мотоциклов с оппозитными дугами считаю обязательными приобретение и установку защитных дуг.
Трёхцилиндровый рядный
Такие моторы часто встречаются на мотоциклах британской марки "Triumph", а ещё сравнительно недавно Yamaha взяла их на вооружение.
Двигатели этого типа - очередная попытка "подружить" достоинства и исключить основные недостатки самых распространенных типов двигателей, V-twin-ов и рядных четырёхцилиндровых моторов.
Трёхцилиндровые "рядники" более "подхватисты на низах", с более плавными кривыми момента и мощности, при этом могут раскручиваться до частот, более присущих "рядным четвёркам".
Явных недостатков этого типа, назвать не смогу.
Четырёхцилиндровый V-образный
И снова попытка получить хороший момент на низких оборотах одновременно с достаточной "крутильностью" мотора. Насколько хорошо получилось? Ответом можно считать выступления в Moto GP пилотов команды Ducati, показательно уезжающих от гонщиков на мотоциклах других марок на каждой прямой. Да и помимо гоночной техники, V4 пользуются популярностью у огромного числа пилотов всего мира - семейство мотоциклов Honda VFR750 (VFR800 в последующих поколениях) и Honda Magna 750, Yamaha V-Max...
Шестицилиндровые
Не стал разделять шестицилиндровые оппозитные и рядные двигатели поскольку в каждом из этих подклассов общеизвестных примеров конкретных моделей - "кот наплакал". Например, в основе конструкции современных поколений Honda Goldwing лежит шестицилиндровый "оппозит" (хотя на первых поколениях применяли четырёхцилиндровый двигатель). А флагман баварской фирмы, BMW K1600GTL, оснащен рядным двигателем в шесть "котлов".
Эти моторы устанавливаются в люкс-туреры, потому что мотоцикл с такой установкой не получится маленьким или лёгким, это отличительная черта престижного и комфортного класса техники.
Так что же выбрать из многообразия вариантов?
Однозначного ответа нет, споры приверженцев каждой компоновки мотора бесконечны, у каждого лагеря есть свои аргументы и доводы.
Вам придется решить, что ближе Вашему характеру и больше нравится. Удачи в выборе! И до встречи!