Найти тему
Андрей Ковалев

Перенос морского порта Санкт-Петербург... А надо ли?

-2

В очередной раз поднялся вопрос о переносе грузовых районов морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» из черты города в Ленинградскую область. На моей памяти это уже третий или четвертый раз, начиная еще с 90-х. Последний раз очередная полемика была в 2018 году.

Схема четырех грузовых районов морского порта "Большой порт Санкт-Петербург". С сайта Администрации морских портов Балтийского моря.
Схема четырех грузовых районов морского порта "Большой порт Санкт-Петербург". С сайта Администрации морских портов Балтийского моря.

На этот раз все серьезно. Многочисленные публикации в СМИ показывают, что этот вопрос поручено проработать самым серьезным образом на самом серьезном уровне.

Понятно, что такие публикации вызвали определенный ажиотаж.

Напомню вкратце, о чем речь. Есть идея редевелопмента территории четырех грузовых районов морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», т.е. переноса портовых мощностей в Ленинградскую область в существующие порты и в строящиеся портовые комплексы. С дальнейшей застройкой освободившейся территории площадью около 600 гектаров жилой и коммерческой недвижимостью, а также социальными и культурными объектами у самого берега моря общей площадью порядка 5 млн. кв. м.

В том, что это очень лакомый кусок, никто не спорит. Вид на море в морском городе всегда был желанной мечтой.

Размещение существующих мощностей порта на территории портов Усть-Луга, Бронка и строящихся терминалов скорее всего возможно. Но как оперативно и безболезненно для всех участников концессии обеспечить этот «деликатный переезд»?

Как в любом грандиозном проекте всегда есть плюсы и минусы, главное рационально и правильно учесть их при любом решении вопроса. Ведь Большой порт Санкт-Петербург сегодня – это четыре грузовых района, около 150 причалов и более 20 стивидорных компаний, осуществляющих перевалку грузов в порту, а также множество складов, производственных помещений и перегрузочного оборудования.

В совокупности морской порт «Большой порт Санкт-Петербург» переваливает в год порядка 60 млн. тонн в год. Основные игроки в порту и их специализация:

  • «Петербургский нефтяной терминал» - думаю, специализация понятна из названия
  • «Первый контейнерный терминал» - см. выше
  • «Петролеспорт» - контейнерные, генеральные и накатные грузы
  • «Контейнерный терминал Санкт-Петербург»
  • «Морской порт Санкт-Петербург» - металл и металлопрокат, навалочные и тарно-штучные грузы, накатные грузы

Попробуем провести небольшой анализ редевелопмента.

Плюсы:

  • вынос производственных мощностей и крупных транспортных потоков за пределы города
  • строительство нового жилья
  • новые социальные и культурные объекты
  • оживление довольно депрессивного (для сегодняшних жителей) существующего микрорайона
  • улучшение экологической обстановки в района порта
  • минимизация последствий для города в случае техногенной аварии в порту (разливы топлива, пожары и пр.)

Минусы:

  • техническая реализация проекта. Здесь бы остановился подробней. Склады, оборудование, перегрузочную технику и даже огромные портальные краны и причальные контейнерные перегружатели перевезти можно. А вот как быть с причалами и подходными фарватерами? Строительство новых причалов и дноуглубительные работы – одна из самых затратных статей проекта и отнюдь не быстро реализуемая.
  • обеспечение непрерывности грузопотока. у всех операторов и стивидоров налаженный грузопоток, четкие графики поставок и отгрузок.
  • потеря поступлений в городской бюджет. при переносе портовых мощностей в Ленинградскую область налоги, мне кажется, будут поступать уже в областной бюджет.
  • одна, из самых на мой взгляд важных позиций: рабочие места. Сегодня порт – это тысячи и тысячи рабочих мест, не считая, еще почти столько же людей, занятых в сопутствующих отраслях морского бизнеса: а это более 150 судовых агентских компаний, шипчандлерские, сюрвейерские и экспедиторские компании. Плюс экипажи и управленцы судов портового флота: буксиров, бункеровщиков, сборщиков мусора и судов-водолеев.
  • перенос портовых мощностей в область остро поставит вопрос наличия работников в области. Насколько я знаю, в уверенно развивающийся порт Усть-Луга уже сейчас возят специалистов из Питера.
  • морской вид на залив никто не отменял, но вряд ли представители Luxury сегмента захотят видеть из своих панорамных окон не самые позитивные ландшафты Канонерского острова с находящимся на нем судоремонтным заводом и заброшенными пустырями. А рядом, на острове Белом - расположены очистные сооружения Центральной станции аэрации, которые мягко говоря, не всегда озонируют воздух в округе.

Если подводить под этими рассуждениями черту, то может быть «соломоновым» решением был бы перенос 1-го и 2-го грузовых районов порта, с оставлением на месте Лесного порта, 3-го и 4-го грузовых районов. Здесь нет дорогостоящего оборудования, на этих районах располагаются открытые склады с металлом и металлопрокатом, а также терминал для колесной техники, что тоже не создает особых технических трудностей. Я сейчас не говорю об праве собственности, правовых и этических и нормах. Рассуждаю, так сказать, чисто теоретически.

Да, и еще один немаловажный вопрос – это судостроительные и судоремонтные предприятия вокруг порта: Канонерский судоремонтный завод, Кировский завод, Северная и Адмиралтейские верфи, которые загружены заказами, в т.ч. и военными на годы вперед?

Так что же лучше для города и горожан: перенести грузовые районы морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» в область или нет???

-7
Читаем на канале: